Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 47 Необходимо помнить, что связь с христианским религиозным текстом «Апокалипсис» (Откровение Иоанна Богослова, последняя книга Нового Завета) здесь прослеживается только в наименовании (именно от слова «апокалипсис» произошло наименование жанра в научной фантастике, термины «апокалиптика», «постапокалиптика») и идее конца человеческой истории, предсказании будущего. Особенностью рассматриваемого нами жанра выступает то, что действие сюжета разворачивается в мире, находящемся на грани конца или уже пережившем глобальную катастрофу. Термин «постапокалиптика» («Post-apocalyptic») впервые был использован в 1978 году в журнале «SciFiNow» применительно к жанру фантастики американским критиком Аланом Франком, но прочно вошел в обиход лишь на рубеже 1990- 2000-х годов. Постапокалипсис как жанр формируется в XIX – начале XX веков. Вначале данный жанр был достаточно распространен в литературе. В дальнейшем с развитием кинематографа он становится одним из популярных: снимаются фильмы, сериалы, мульфильмы, аниме. К ранней постапокалиптике в литературе относят произведения таких авторов как Жан-Батиста Кузена де Гренвилья «Последний человек» (1805 г.), Мери Шелли «Последний человек» (1826 г.), Ричарда Джеффериса «После Лондона» (1885 г., данное произведение считают классическим образцом жанра), Игнатиуса Доннелли «Колонна Цезаря» (1890 г.), Герберта Джорджа Уэллса (книги данного автора по праву считаются провиденциалистскими, многое, что случилось после написания книг было открыто (четырехмерное пространство-время, атомная бомба) и использовалось на практике (война с применением отравляющих газов, авиации)) «Машина времени» (1895 г.), «Война миров» (1898 г.), «Облик грядущего» (1933 г.), Эдварда Моргана Форстера «Машина останавливается» (1909 г.), Уильяма Хоупа Ходжсона «Ночная земля» (1912 г.), Джека Лондона «Алая чума» (1912 г.), Карела Чапека «Р.У.Р.» (1921 г.), Олафа Степлдона «Последние и первые люди» (1930 г.), Филипа Уайли и Эдвина Балмера «Когда сталкиваются миры» (1933 г.), Айна Рэнда «Гимн» (1938 г.), Айзека Азимова «Приход ночи» (1941 г.) [См.: 1]. Идеи произведений перечисленных выше авторов, их отголоски также прослеживаются в современном кинематографе в фильмах «Матрица», «Терминатор», «Звездный крейсер Галактика» и так далее. Среди данных авторов наиболее авторитетными, в том числе и введении тем, идей, которые в дальнейшем не раз эксплуатировались в литературе и кинематографе и не потеряли своей актуальности, считаются Ричард Джефферис, Герберт Джордж Уэллс, Айзек Азимов. Также оказал огромное влияние на развитие жанра Станислав Лем и, в частности, его произведение «Солярис» (1961 г.). Жанр постапокалиптики приобрел широкую популярность после Второй мировой войны и был политически идеологизирован, так как главным основанием выступало бинарное деление сил на планете (противостояние СССР и США) и опасение использования ядерного оружия, которое может привести к ядерной зиме и гибели всего человечества. Типичными деталями жанра являются: 1) катастрофа (природный катаклизм, ядерная война, техногенная катастрофа, кардинальное изменение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=