Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 51 происходит резкое раграничение граждан Панема на свободных жителей Капитолия и рабов – жителей дистриктов. Вопрос о том возможна ли справедливость и в чем она решается по мысли дистриктов с позиции бунта и освободительной борьбы с идеей уравнения в правах всех жителей государства. Идеальной формой правления выступает для бунтовщиков – демократия, со стороны жителей Капитолия – тирания президента Сноу, тоталитарный строй. Другим вариантом развития человеческой истории в рамках постапокалиптической антиутопии, дистопии можно считать фильм «Посвященный» (экранизирован в 2014 г. по книге Лоис Лоури «Дающий» 1993 г.), экранизацию трилогии книг Вероники Рот «Дивергент» (2011 г., экранизирована в 2014 г.), «Инсургент» (2012 г., экранизирована в 2015 г.), «Эллигент» (2013 г., экранизация разделена на две части «Дивергент. Глава 3: За стеной» 2016 г. и «Дивергент. Глава 4» с ориентировочной датой выхода на экраны в 2017 г.). В фильме «Посвященный», как и книгу можно считать постапокалиптической антиутопией [См.: 2], где общество развивается на принципах эвдемонизма – отсутствие страданий, войн, желаний, боли, стремление к счастью, которое связано с отсутствием памяти, что ведет к безмятежности и идеальному взаимоотношению в обществе, «идеальному» цивилизованному обществу [См.: 2]. Это возможно, благодаря отсутствию права выбора, жесткая регламентация жизни, отсутствие знания об альтернативах. В постапокалиптической антиутопии серии «Дивергент» главным выступает принцип утилитаризма, жесткой системы делений на фракции (Дружелюбие, Эрудиция, Альтруизм (Отречение), Бесстрашие, Искренность). Главной идеей выступает то, что фракция, принадлежность к ней выше кровных связей. Все действия и взаимоотношения жестко регламентированы, исходя из принадлежности к фракции. Взаимоотношения между фракциями строго ограничены, как и переход в иную фракцию, который можно уподобить некоей инициации для нового гражданина города- государства. Каждая фракция является носителем определенного образа жизни, действий, мыслей, которые закреплены в ее названии. Поведение членов фракции, на наш взгляд, подчинено руководством в своих действиях определенным набором добродетелей. Их можно раскрыть на основе добродетелей по Аристотелю. Например, фракцию Альтруизма (Отречения) характеризуют следующие добродетели в поведении: милосердие, ровность (кротость, выдержанность), умеренность, скромность, благотворительность, простота. Фракцию Эрудитов характеризуют добродетели благоразумия, рассудительности, если рассматривать увлечение знанием как страсть удовольствия. Фракцию Искренности характеризуют добродетели искренности, чистосердечия, скромности. Фракцию Бесстрашия характеризует добродетель мужества (смелость, храбрость). Не подошедшие ни одной фракции, не прошедшие отбор инициации становятся изгоями, эту же участь наследуют и их потомки, исключаясь из жизни общества. Необходимо отметить, что инаковость в данном обществе недопустима, карается смертью. Например, фракция Бесстрашия по отношению к своим членам оказывается аналогией Спартанского общества. Фракция Альтруизма характеризуется аскетическим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=