Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 52 образом жизни, самоотречением и служением на благо обществу. Интересным фактом выступает то, что религиозный аспект вообще здесь не представлен. Сюда также можно отнести фильм «Пятая волна» (2016 г., экранизирован по одноименному роману 2013 г. Рика Янси), рассказывающий историю инопланетного вторжения, которое сопровождается физическим уничтожением человечества. Идея заключается в том, что вторжение происходит поступательно волнами, каждая из которых имеет определенную угрозу и способ уничтожения. Первая волна – отключение электричества, системный сбой электроники; вторая – разрушение городов при помощи природных катаклизмов (цунами); третья – опасная эпидемия (переносчики вируса – птицы), процент выживших зараженных минимален; четвертая – инопланетяне среди людей приняли человеческий облик; пятая – завершающий этап, главная задача которого – зачистка выживших собственными силами, а именно детьми (как наиболее поддающимся «дрессировке», доверчивыми и не стремящимися к анализу и перепроверке подаваемой им информации) обученными убивать пришельцев, которых они «видят» в теле человека. Дети видят и убивают выживших, думая, что они пришельцы, «иные» и что они совершают благое дело, а не зло. Убийство человека не воспринимается как убийство, так как они считают, что убитый не человек. Ребенок является орудием зачистки, он солдат. Его ценность приравнивается к ценности рядового солдата. Человек как личность практически не существует. Семьи распались (в виду смерти членов семьи), повсюду анархия и милитаризация, редкие группы объединившихся в общей цели выжить людей. Помимо постапокалиптической утопии, вариаций катаклизмов довольно востребованной темой жанра выступает зомби-, вампиро-, мутанто- апокалипсиса. Например, в фильме «Я – легенда» (2007 г., третья по счету экранизация одноименного классического произведения о пандемии вампиризма 1954 г. Ричарда Мэтисона). Пандемия вампиризма произошла из-за апробации лекарства от рака, что привело к катастрофе. Выживших людей практически не осталось в виду опасности вируса и отсутствия иммунитета к нему. Главной идеей фильма (книга берет проблему гораздо глубже и жестче) одиночество, вечный страх человека, тоска по человеческому обществу (призрачная идея социума) после конца человечества, своеобразно решаемая дилемма научной этики об ответственности ученого за свои научные исследования и эксперименты. Главный герой доктор Роберт Невилл живет в нескончаемой череде попыток вывести формулу вакцины, чтобы излечить человечество (хотя в постапокалиптическом городе Нью-Йорк, не считая самого доктора и его собаки, никого нет из незараженных), используя для этого подопытных зараженных людей. Причем представленные фотографии и номера вакцин говорит о большом количестве погибших в ходе эксперимента. Вопрос об ответственности Бога за произошедшее зло имеет двоякое решение. В режиссерской версии мы видим позитивный конец – вакцина найдена, доктор жив, есть еще выжившие, мутировавшие охотники также имеют чувства, эмоции и зачатки социума, герои, зрители и сам режиссер им симпатизируют. В экранной версии фильма – Бог оправдан, доктор геройски погибает, спасая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=