Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 60 характерна для ее нынешнего состояния и обратиться к «тому суровому и печальному пессимизму, к тому мужественному смирению с непоправимостью земной жизни, которое говорит: «Терпите! Всем лучше никогда не будет . Одним будет лучше, другим станет хуже. Такое состояние, такие колебания горести и боли – вот единственно возможная на земле гармония! И больше ничего не ждите. Помните и то, что всему бывает конец; даже скалы гранитные выветриваются, подмываются; даже исполинские тела небесные гибнут… Если же человечество есть явление живое и органическое, то тем более ему должен настать какой-нибудь конец » [11, с. 199]. Такой предельный эсхатологизм обесценивает все стремления к улучшению временного, наличного бытия. «Верно только одно , – говорит с каким-то торжеством Леонтьев, – одно , одно только несомненно, – это то , что все здешнее должно погибнуть! И поэтому на что эта лихорадочная забота о земном благе грядущих поколений?» [11, с. 200]. Это своего рода программа концептуализированного пессимизма , основанного на эсхатологическом мироощущении: «Вот та пессимистическая философия, которая должна рано или поздно, и, вероятно, после целого ряда ужасающих разочарований, лечь в основание будущей науки» [11, с. 200]. В целом, это идеологические основания консерватизма, который базируется на этико-философских представлениях. Византизм Леонтьева есть своего рода этико-культурная и этико- правовая проекция эсхатологического мирочувствия. Важно в этой связи отметить, что эсхатологизм Гоголя и Леонтьева не выражается лишь в теоретическом и эстетическом мироощущении, но имеет практическое измерение. Как и Гоголь, который не поддается деструктивному воздействию зла и смерти, но предлагает свою позитивную жизнеустроительную программу, так и Леонтьев в идее византизма так же дает свой идеал политико-правовой организации жизни, который становится наиболее ярким воплощением русского консерватизма . Итак, можно подвести итог сравнительному анализу эсхатологического мироощущение Гоголя и Леонтьева. Во-первых, двух выдающихся деятелей русской культуры объединяет принадлежность к литературе и философии; во- вторых, обоим свойственно остро критичное отношение к современной им действительности, неприятие ценностей секулярной культуры; в-третьих, оба мыслителя ищут спасения жизни на путях православия; и, в-четвертых, Гоголь и Леонтьев принадлежат к мыслителям с ярко выраженной эсхатологической направленностью, которая отразилась как на их личном образе жизни, так и на их философских построениях. Литература 1. Гачева А. Г. Идея оправдания истории и активно-творческий эсхатологизм русской религиозно-философской мысли конца XIX – первой трети XX в. // Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма. М.: Индрик, 2016. С. 160-184.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=