Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 69 принцип изменяемости форм пространства и времени, и в соответствии с ними и изменяемость материи. Философия Соловьева отмечается особым восприятием научного знания как некого символического пространства, для понимания которого необходим анализ его представления о материи. Несомненным подтверждением приверженности динамического учения является представление Соловьева о материи не как о «безусловно едином» [1], а как возможности проявления множественности в ней, демонстрирующую ее изменяемость. Непроницаемость материи и ее «протяженность» [1] обусловлена не просто атомами как они есть, а их соотношением, силой, которую они образуют. Эти нематериальные силы, порождающие материю, заключают в себе изначальную единицу сотворенного вещественного мира, воспринимаемые не как «пассивные» [1] элементы, а как «активные производители мира» [1], выступающие в виде «живой силы и монад» [1]. Присутствие символизации научного знания обнаруживает себя в установлении противопоставленного подлинному бытию материального мира, как мира, чья «непроницаемость во времени и пространстве» [1] сводит на нет все устремления человека к Всеединству. Целью Соловьева, таким образом, здесь является превращение материального мира, пребывающего в «состоянии распадения» [2], в мир, очерченный всеединой идеей, поскольку, несмотря на атомарность вещественного мира, предполагается наличие «формы единства» [1] и созидательной силы, подчиняющей разрозненные единицы материала. Если пространство и время способствуют разрозненности, то закон всемирного тяготения, наоборот, способствует Всеединству, поскольку подразумевает определенную устремленную общность. В подобное символическое пространство Соловьев вовлекает и «электричество, магнетизм, теплоту» [2], предполагающих наличие в своих первоначальных состояниях «вещества невещественного» [2] – эфира. Благодаря эфиру, заключающему в себе первоначальное воплощение идеи, происходит преображение материи. Пропуская в себя световые лучи, материя избавляется от своей косности. Подобное проникновение может быть внешним и внутренним. Последнее достигается более глубоким воздействием на вещество и тем самым происходит более сильное его преображение: чем больше проникает в нее света, тем большей степени она обладает животворящей силой. Здесь наблюдается восприятие эфира как символа «Вселенского единства» [3] и победы над хаосом. Создание такого символического пространства обусловлено предположением о том, что материя все же имеет некоторую связь с «духовным началом» [3], которая все более усиливается и, в конечном счете, преобразует вещество по степени озарения ее светом. Это освещение материи возможно «через воплощение в ней другого, сверхматериального начала» [3]. Взаимодействие светового начала и материи, например, в алмазе предполагает доминирующую роль идеального начала, поскольку «игра световых лучей» [3] в нем является реально-воплощенной – так же как и сама материя, в которой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=