Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 97 30-х гг. XVIII века связана с деятельностью Ф. Прокоповича, разработавшего устав Духовной коллегии (1721 г.), вторая глава которого посвящалась организации подготовки священнослужителей для русской православной церкви. Данный документ заложил основы развития духовного образования в России, ставшего впоследствии ресурсом для становления отечественной системы образования. Постепенное расширение социальных и географических масштабов образования, недостаток в учителях, усилили потребность в учебной литературе. Так, например, по указу от 31 мая 1722 г. «О воспитании детей духовного звания в школах при домах Архиерейских» обучение детей священников должно было осуществляться с обязательным использованием букваря Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», впервые изданном в 1720 г.: «А понеже совершеннейших учений Богословского и Философского, також и нужнейших языков искусства, еще за скудостию довольных к сему учителей, преподавать невозможно: того ради учить ныне в Архиерейских школах… церковнических детей, в надежду священства определенных, по недавно изданным первого отроков учения книжицам , букварями именуемым, которые в Невской Типографии печатаны, и в том учении поступать, как в предисловии тех книжиц изображено…» [7, Т. VI, с. 697]. Период 60-х – 70-х годов XVIII века связан с появлением проектов, направленных на разработку наиболее эффективных путей развития образования в Российской Империи. В 1766 г. Екатерина II с целью оптимизации и систематизации российского законодательства создала Комиссию для составления нового Уложения. Для разработки отдельных юридических вопросов организовывались частные комиссии, среди которых была Комиссия об училищах и призрения требующих, действовавшая с 1768 по 1771 г. Членами данной комиссии (Ф. Г. Дильтей, Г.-Ф. Миллер, М. Дюмареск, Т. Клингштед, В. Золотницкий и др.) были подготовлены предложения по реформированию образования, некоторые проекты среди прочего определяли перечень необходимых учебных изданий. Повышение активности употребления терминов-наименований учебных изданий в 80-х годах XVIII в. было обусловлено масштабной образовательной реформой, результатом которой стало появление в Российской Империи средней ступени образования – малых и главных народных училищ. Уставом народных училищ 1786 г. определялся обязательный перечень учебной литературы, который должен был использоваться в каждом классе [7, Т. XXII, с.646-669]. Использование однотипных учебных изданий стало одним из способов регламентации и унификации деятельности образовательных учреждений со стороны государства. Идея социальной значимости образования как составляющей общей идеологии Просвещения проникала в общество через книгоиздательскую и публицистическую деятельность. Данный фактор обусловил появление произведений, авторы которых выражали свое мнение об оптимальной организации учебных заведений, опираясь, в первую очередь, на имеющийся зарубежный и отечественный опыт. Значимым фактором, существенно повлиявшим на развитие терминологической группы, обозначающей учебные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=