Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 98 издания, следует считать активную разработку новых учебников, и внедрения в образовательный процесс лучших отечественных и зарубежных учебных пособий предшествующих периодов, не потерявших свою актуальность в XVIII в. для обеспечения потребностей педагогов и обучающихся в источниках учебной информации. Частотный словарь терминов, служащих наименованием учебных изданий, представлен 224 словами и словосочетаниями с общей частотой употребления 817 единиц. Систематизация его по функциональному назначению лексических средств позволила выделить четыре группы терминов: обобщенные наименования учебной литературы, учебные книги для формирования навыков чтения, письма и счета; учебные книги для отдельных предметов (курсов) и литература религиозного содержания. Результаты распределения объема словаря по группам представлены на рисунке 4. Они позволяют сделать вывод о том, что основная функция книг в образовательном процессе связывалась с обеспечением усвоения необходимого и достаточного объема учебного материала по отдельным учебным предметам. Рисунок 4. Состав группы терминов-наименований учебных изданий К группе «Обобщенное наименование учебной литературы» нами были отнесены термины «книга» («книга учебная», «книга школьная», «книга классическая», «книжица», «книга для чтения», «книга нравоучительная» и т.п.), «словарь» («лексикон», «лексиконец», «вокабулярий»), «сочинение» («сочинение писателей университетских»), «учебник» и т.п. Объем ее составил 64 наименования (с учетом словосочетаний, где перечисляемые термины выполняли функцию главного слова) с общей частотой 389 единиц. Следует отметить, что данная группа характеризуется высокой встречаемостью в педагогических текстах XVIII в. (см. рисунок 5). Данный факт может быть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=