Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 22 Франкл, когда речь заходит о нравственных ценностях, то становится ясно, что «…дело не в осуществлении каких-либо возможностей, а, напротив, в осуществлении необходимости – того единственного, что нужно в данный момент» [20, с. 70-73, 114]. Ценностная ситуация заставляет выбирать должное, а не то, что человек мог бы выбрать, или хотел бы. Загадочность же человеческой духовно-нравственной природы состоит в том, что люди без всяких на то оснований, физических или психических, взваливают на себя бремя ответственности за свой выбор и за увековечивание того, что реализуется, ибо однажды совершенное «не может быть отменено, не может быть изъято из прошлого» [4, с. 153]. Неординарное проявление диспозиции духовно-нравственной природы человека включает в себя и иные контексты. Скажем, ее низкое развитие подчас совсем сводит на нет значимость физических и психических органических параметров, а наличие в ней прекрасных качеств способно сделать незаметными плохие данные по психо- соматике. Например, «имеющий физически развитое тело, красивую внешность и эмоционально обаятельный человек может быть признан нравственным уродом, что приведет к его неприятию в обществе; или, наоборот, обладая нравственно возвышенными показателями, неказистый, психически экзальтированный человек, вызывает восхищение и уважение у окружающих его людей» [2, 31]. Подобные факты обуславливают не иссякающий интерес в философской среде к расшифровке указанной природной специфики человека. Если обратиться к истории и самым ранним опытам изучения духовно- нравственной природы, то следует сфокусировать внимание на установках древнегреческих мудрецов. Известно, что философские исследования, прежде всего, формируются в древневосточных цивилизациях. Но, с одной стороны, продуцируемые здесь идеи, не объединяются в целостные дискурсивные философские системы, а с другой, них мало уделяется внимания раскрытию морально-ценностных оснований природы человека. На эту ступень развития выходят только античные мыслители, причем сначала делающие свои аксиологические обобщения на предфилософском уровне – это относится к Гомеру и трагикам. Важным ориентиром при проведении исследований по данной теме для первых древнегреческих авторов служат слова Дельфийского Оракула «Gnöthi seayton» – «Познай самого себя», которые указывают на кратчайший путь к уяснению скрытой подоплеки всего происходящего во внутреннем мире. Изучение духовно-нравственной природы в данный период осуществляется не в понятийном охвате ее с последующей общей характеристикой, а с выделением в ней положительных и отрицательных черт и их отдельной трактовкой, которая выводит на постфактумное резюме. И хотя, отмечает знаток данного вопроса Г. Г. Майоров, этико-философская проблематика как таковая формируется лишь начиная с трудов Аристотеля, выделение человеческих качеств, которые затем приобретают название этических или моральных, происходит задолго до появления на свет этого философа. Так, Гомер в «Одиссее», с одной стороны, воспевает доблестные качества своих героев – мужество, верность, справедливость и т.д., с другой стороны, он

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=