Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 49 Г. В. Валеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В творчестве Ф. М. Достоевского, человек – высшее явление природного мира, обладающий свободой, которая порождает как добро, так и зло. Достоевский рассматривает добро как единение с Богом, зло, как отпадение от Него. В художественном мире мыслителя, личность постоянно находится в состоянии выбора между добродетелями и пороками, который приводит к душевным терзаниям, расколу и гибели. Духовное преображение и освобождение от соблазнов зла заключается, как показывает Достоевский, в искупительном страдании и боли. Спасением на пути искупления являются вера в Бога, вера в бессмертие души, христианская любовь и красота. Ключевые слова: русская философия, Достоевский, человек, свобода, добро, зло, добродетели, пороки, искупление, Бог, вера, любовь. G. V. Valeeva Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) THE PROBLEM OF GOOD AND EVIL IN F. M. DOSTOEVSKY'S WORKS In the works of F. M. Dostoevsky, an individual is the highest phenomenon of the natural world, possessing freedom, which generates both good and evil. F. M. Dostoevsky considers good as unity with God, evil, like falling away from him. In the thinker's artistic world, the individual is constantly in a state of choice between virtues and vices, which leads to mental torment, division and death. Spiritual transformation and liberation from the temptations of evil consist, as shown by Dostoevsky, in redemptive suffering and pain. Salvation on the path of redemption is belief in God, belief in the immortality of the soul, Christian love and beauty Keywords: Russian philosophy, Dostoevsky, personality, freedom, good, evil, virtues, vices, redemption, God, faith, love. Характерной чертой русской религиозной философии XIX-XX вв. является ее органическая связь с литературой. Творчество великого русского писателя и мыслителя Ф. М. Достоевского, отличается глубинным смыслом поставленных в произведениях проблем и имеет особый философский смысл. Хронологические рамки его творческих исканий (40-70 гг. XIX в.) совпадают с развитием основных идейных течений в русской философской мысли. В связи с чем, для Достоевского характерно осмысление многих философских и социальных проблем: от возникновения первых идей социализма на русской почве до учения В. С. Соловьева о всеединстве. На наш взгляд, центральной философской проблемой творчества Ф. М. Достоевского, являлась проблема смысла бытия человека, над разрешением которой великий «художник слова» работал всю жизнь: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать…» [9]. Исключительность данной проблемы заключается в том, что для мыслителя человек предстает не только как высшее явление природного мира, а как центр бытия: «Человек – микрокосм… Все в человеке и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=