Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 52 Разрыв и метания человека между добром и злом, в конечном итоге становятся источником постоянных страданий. Достоевский отмечал, что страдание выступает необходимым атрибутом бытия человека: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» [3]. Он формулирует парадоксальную мысль о том, что человек имеет потребность в страдании, поскольку оно имеет возрождающую силу. Жизнь – есть искупление вины через боль и страдание. Зло, как испытание свободой, связанное со страданием, должно непременно привести к искуплению. Через такой духовный путь (от свободы ко злу, от зла к искуплению), Достоевский проводит человека в своих произведениях. В этом и заключается его понимание судьбы и назначения человека: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том для чего жить» [3]. Рассматривая страдание как заслуженное наказание и очищение души, Достоевский отмечал, что спасением человека в его душевных терзаниях становится вера. Идея «истинной веры», по мнению писателя, одна из важнейших в человеческом существовании. Вера в Бога, принятие его и его нравственных идеалов, согласно Достоевскому, приведет человека к благополучию, а отрицание и отречение от Бога – к катастрофе. Так, в произведении «Братья Карамазовы» писатель критикует мысли Ивана Федоровича о достижении счастья без опоры на Бога и на веру в его порядок. Причем вера эта не должна быть продиктована церковью или иными людьми, человек сам должен осознать ее и принять. И именно такая вера приведет человека и человечество к счастью, иной же путь будет ошибочен и не приведет к положительным результатам, а лишь погубит человека. Достоевский отмечает, что без веры в Бога как в высший Идеал, человек и нация в целом не могут существовать. А «любовь к человечеству даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой» [4]. Таким образом, у Достоевского вера в Бога неотделима от веры в бессмертие души: «Без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо. Идея о бессмертии – это сама жизнь…» [4]. Помимо веры, основными принципами подлинной жизни, согласно мыслителю, должны быть красота: «Мы не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только захотеть понять, и тотчас же он предстанет перед нами во всей своей красоте» [3] и любовь: «Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобно божеской любви и есть верх любви нам земле. Любите все создание божие…» [3]. Итак, в творчестве Ф. М. Достоевского, относящемся к высшим достижениям русского национального самосознания, человек предстает как высшее явление природного мира, подлинной сущностью которого является свобода, порождающая как добро, так и зло. Мирские страсти и желания, отклонение от пути к Богу и нравственных идеалов, приводят человека к душевным терзаниям и расстройствам, ведущим к расколу личности, ее разрушению и даже гибели. Достоевский показывает, что личность постоянно находится в состоянии выбора между добром и злом, между добродетелями и пороками. Только пройдя через искупительное страдание и боль, человек

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=