Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 57 фрейдовского психоанализа. Эти ученые, в том числе Теодор Адорно, Вальтер Бенджамин, Эрих Фромм, Макс Хоркхаймер и Геберт Маркузе, связаны с Институтом социальных исследований, который был основан в Германии в 1923 году. Они высказывались за способность теории раскрывать и вмешиваться в разрушение структур господства. Хоркхаймер противопоставил критическую теорию традиционным эмпирическим формам теории, которые пытались постичь и объяснить явления, не предлагая их критики [10]. Не стремясь генерировать новые знания, критическая теория стремится создать теоретические основы, которые могли бы способствовать эмансипации человечества из различных форм угнетения. В частности, Франкфуртская школа сосредоточилась на классовых формах господства в капиталистических обществах. Особенный интерес для членов Франкфуртской школы представляло то, как средства массовой информации и массовая культура порождают знания и убеждения. Адорно и Хоркхаймером введено понятие «культурной индустрии» для описания воздействия коммерческих СМИ на формирование сознания аудитории в целях, которые согласуются с доминирующей идеологией или системой верований [9]. Эта критическая точка зрения предполагает иерархический контроль над СМИ и, следовательно, культурой, которая понимается как идеологически значимая. Таким образом, во Франкфуртской школе сложилось довольно пессимистичное или, по крайней мере, амбивалентное отношение к массовой культуре, которое члены школы воспринимали как стремление манипулировать преимущественно пассивной аудиторией. Фактически Франкфуртская школа понимала коммерческие средства массовой информации не только как влияющие на аудиторию, но и как формирующие ее в соответствии с доминирующей идеологией общества. Этой точки зрения соответствуют аргументы теоретика, не связанного непосредственно с Франкфуртской школой, Луи Альтюссера, чья работа влияет на критическую теорию и культурологию. Под влиянием Маркса, Альтюссер рассматривал отношения между идеологией и человеческой субъективностью, утверждая, что идеология функции, в основном, представляет собой отдельных людей как субъектов, сознательно и бессознательно понимающих свое положение в мире. Тогда как Маркс подчеркивал определяющую роль экономических сил, Альтюссер утверждал, что люди и общество зависят от определенных, но относительно автономных сил, включая экономические, политические и культурные [1]. Исследователи культуры использовали работы Альтюссера, а также заимствования из психоаналитической теории Жака Лакана [11]. Теории Альтюссера об идеологии и интерпелляции характеризуют субъектность человека как результат социальных и культурных процессов. Для Альтюссера никакая личность не существует вне идеологии и культуры. Лакан, который также развивал теории структурной лингвистики и семиотики, еще больше критиковал экзистенциальные представления, утверждая, что человек является продуктом культурных сил и символических практик.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=