Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 6 Общим названием для идеалистического монизма в индийской философии служит термин адвайтавада (санскр. advaitavāda, буквально «недвойственное учение», «недуализм»), а в качестве доминирующего направления монистической мысли выступает адвайта-веданта, основные положения которой являются философской рефлексией над идеями упанишад. Другой, альтернативной, философской системой идеалистического монизма является кашмирский шиваизм. [1] Некоторые исследователи относят к системам идеалистического монизма наряду с адвайта-ведантой и кашмирским шиваизмом также и буддизм [2], что, однако, нуждается в ряде существенно важных оговорок, поскольку в широком спектре направлений буддийской философии к монистическим уверенно можно отнести лишь мадхьямику и виджнянаваду. По традиционной классификации, адвайта-веданта и кашмирский шиваизм относятся к группе ортодоксальных (астика) философских систем, принимающим авторитет Вед и основополагающих постулатов брахманизма и индуизма, а буддизм – к неортодоксальным (настика), отвергающих апелляцию к ведийским первоисточникам и ортодоксальным авторитетам. Последнее, впрочем, не мешает некоторым приверженцам адвайта-веданты (особенно неоведанты, существующей и развивающейся со второй половины 19 века) рассматривать буддизм в качестве своеобразной ее интерпретации вне формальных рамок ортодоксии. В этой статье мы рассмотрим и сравним учения о вселенной адвайта- веданты Шанкары и кашмирского шиваизма Абхинавагупты. Поскольку обе системы являются монистическими, то Вселенная неизбежно должна рассматриваться в её отношении с Абсолютом. В случае речь адвайта-веданты речь идет об ошибочном восприятии Абсолюта как вселенной, а в случае кашмирского шиваизма – о процессе проявления вселенной как реальном самодвижении, саморазвертывании Абсолюта. Процесс развертывания космоса из чистого сознания в кашмирском шиваизме является одновременно переходом от абсолютного «Я» (Парамашива) к ограниченному эмпирическому «я» (джива). Если для Шанкары индивидуальное «Я» не более чем иллюзия, то в кашмирском шиваизме абсолютное «я» реально полагает эмпирическое «я» и противостоящее ему «не-я», аналогично тому, как это происходит в системе Фихте. Однако, надо отметить, что цель такого полагания у Абхинавагупты и Фихте различна. По Фихте мир объектов нужен субъекту, чтобы иметь поле для приложения этических добродетелей. По Абхинавагупте изменчивая вселенная нужна Абсолюту как источник эстетического наслаждения. Абхинавагупта описывает этот процесс посредством 36 таттв – элементов или категорий [3]. 24 таттвы, или элемента, от пракрити (материя) до Притхиви (земля) в кашмирском шиваизме аналогичны тем, которые рассматриваются в системе санкхья , оставшиеся 12 таттв показывают, как пуруша (дух) происходит из высших таттв [4]. 23 из 36 таттв кашмирского шиваизма соответствуют аналогичным таттвам в адвайта-веданте, 2 существенно отличаются, и 11 таттв отсутствуют у Шанкары. « Таттва » буквально означает «таковость», истину или реальностью. Таттвы – это своего рода строительные блоки мироздания и, одновременно,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=