Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 68 начальных школ готовили в учительских институтах; в 1916 г. их было 48. Кроме того, существовали курсы для подготовки учителей и учительниц при некоторых высших начальных училищах и прогимназиях. Земства и частные учреждения также имели учительские курсы для подготовки учителей. Наконец, правом занимать должность учителя начальной школы пользовались лица, окончившие духовную семинарию, восемь классов министерской и 7 классов мариинской гимназии и женские епархиальные училища. Для образования взрослых существовали воскресные школы ведомства министерства народного просвещения и ведомства православного исповедания, курсы для взрослых и народные университеты. В 1915-1916 гг. в России была предпринята попытка проведения уникальной реформы образования – от начального до университетского. Её связывают с именем министра народного просвещения графа П. Н. Игнатьева. Важно подчеркнуть, что министр поручил возглавить «мозговой центр» подготовки реформы П. Ф. Каптереву – одной из наиболее крупных величин отечественного просвещения. Поэтому не случайно в разработанных проектах был собран фактически весь богатейший опыт прогрессивной педагогической науки и передовой педагогической практики России, накопленный за полвека после образовательной реформы 1860-х годов. Однако, демократическая направленность проектов встретила отпор влиятельных реакционеров. Высочайшим указом 24 декабря 1916 г. П. Н. Игнатьев был уволен в отставку; реформе не дали хода. Главным запланированным политическим событием февраля 1917 г. должно было стать возобновление 14 февраля работы Государственной Думы IV созыва. По составу Дума являлась буржуазно-помещичьей, так как ещё в ноябре 1914 г. пятеро депутатов-большевиков были арестованы, а партия запрещена (как организация, ставящая задачей свержение царизма). В конце 1916 г. в Петроград после продолжительного лечения вернулся А. Ф. Керенский – депутат Государственной Думы от партии трудовиков. После победы февральской революции 1917 г. он одним из первых вошёл в состав новой власти – Временного комитета Думы. Керенский, которого многие не воспринимали всерьёз, сразу обошёл претендовавшего на власть председателя Думы М. В. Родзянко и, сумев примирить враждующих лидеров Временного комитета и Петроградского Совета депутатов, создал Временное правительство. Февральская революция, покончившая с самодержавным строем, была восторженно встречена самыми разнообразными слоями русской интеллигенции, в том числе и учительством. Учительство, будучи неоднородным по многим признакам, в своей массе оказалось весьма единодушным в своих чаяниях и надеждах на широкие реформы и коренное обновление всего дела народного образования. Революция дала новый толчок для развития общественно-педагогического движения в России. В апреле 1917 г. в Петрограде состоялся Всероссийский учительский съезд, в ходе которого был создан Всероссийский учительский союз (ВУС), в деятельности которого обнаружились глубокие противоречия между его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=