Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 73 поддерживаю этот план, который, по-моему, заполнит очень важный пробел в русской педагогической литературе… Спрос теперь в России, с увеличением числа и круга читателей, именно на энциклопедии и подобные издания очень велик и сильно растёт. Хорошо составленный «Педагогический словарь» или «Педагогическая энциклопедия» будут настольной книгой и выдержат ряд изданий. Что Надя сможет выполнить это, я уверен, ибо она много лет занимается педагогикой, писала об ней, готовилась систематически. Цюрих – исключительно удобный центр именно для такой работы, Педагогический музей здесь лучший в мире» [10, с. 462]. Характерно, что подобные издания с начала XIX в. выходили в Англии, Германии, США, Франции. С 1898 г. Каптерев вместе с передовыми отечественными педагогами начал издание «Педагогической энциклопедии семейного воспитания и обучения». В 1912 г. в России была издана однотомная «Практическая школьная энциклопедия», в которой были представлены только вопросы начального и отчасти внешкольного образования. Но в 1917 г. план Крупской так и не был реализован; «Педагогическая энциклопедия» в 3-х томах была издана в Москве только в 1929-1930 гг., однако среди её многочисленных авторов Крупской не было. Джуринский [3] выделяет три главных направления, в русле которых развивались взгляды русских философов и педагогов на воспитание и образование в начале ХХ в.: неоклассическая педагогика; новое философское переосмысление проблем воспитания и развития личности; нетрадиционное идейное движение, сходное с реформаторской педагогикой (новым воспитанием) Запада. К 1917 г., по мнению современного российского исследователя Г. Б. Корнетова [8], в русской педагогике возобладали прозападные подходы, всё более ориентировавшиеся на гуманистические идеалы. В России были изданы переводы основных работ западных философов и педагогов А. Лая, Г. Кершенштейнера, О. Вильмана, Э. Меймана, Д. Дьюи и многих других. Вместе с тем знание педагогических идей Запада не лишало русскую педагогику её самобытности. В 1917 г. в России работали такие разные мыслители, учёные и практики, так или иначе влиявшие на образование и педагогику, как Н. А. Бердяев, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Н. Ф. Бунаков, В. А. Вагнер, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, И. И. Горбунов-Посадов, М. И. Демков, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, В. П. Кащенко, Е. П. Ковалевский, К. Н. Корнилов, Я. Корчак, Н. К. Крупская, А. Ф. Лазурский, Л. М. Лопатин, Н. О. Лосский, А. В. Луначарский, А. П. Нечаев, А. Н. Острогорский, И. П. Павлов, Н. К. Рерих, В. В. Розанов, И. А. Сикорский, В. Н. Сорока-Росинский, П. А. Сорокин, Г. Я. Трошин, И. П. Тутышкин, Г. П. Федотов, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, В. И. Чарнолусский, Г. И. Челпанов, С. И. Четвериков, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий, Г. Г. Шпет и многие другие. Кто-то из них вскоре эмигрирует сам или будет выслан из Советской России; кто-то останется на родине, но не примет новых реалий жизни; кто-то

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=