Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 8 Высшая реальность не проявлет себя в бесконечной множественности, но остается заключенной в своей однородности и простоте, оно не сможет быть ни Высшей силой ни сознанием, но оказывается чем-то подобным горшку». 1-5. Шуддха (чистые) таттвы . Шива таттва и Шакти таттва. Первые две таттвы – Шива и Шакти являются только условными терминами и не образуют отдельных частей мироздания. Они фактически тождественны Парамашиве. Они рассматриваются в качестве двух таттв только для удобства философского анализа, чтобы прояснить два аспекта единого Абсолюта. Шива таттва – представляет аспект трансцендентального единства, а Шакти таттва – аспект имманентной вселенской множественности. Абсолют как неизменный чистое сознание – Шива таттва, его активность, направленная на проявление вселенной – Шакти таттва. Первые две таттвы, Шива и Шакти, – непроизведенные и, следовательно, высшие. Во время периода пралайи они существуют в универсальном океане Чистого Сознания в состоянии равновесия, всегда готовые проявиться снова, в начальный момент развертывания. В этот момент возникает возмущение на поверхности сознания, подобно выпуклости на поверхности океана перед проявлением волны. Итак, первый фактор в процессе космической эволюции называется Шива таттва . Сознание в этом случае проявляет свой статический аспект, именуемый чит . Таким образом, Шива таттва есть чит-аспект универсального состояния Сат-Чит-Ананда. Из определения проявления как явления сознанию следует необходимость субъекта и объекта. Шива таттва постулируется в качестве субъекта дуального взаимоотношения вселенского проявления. В этом случае акцент делается на субъекте без принятия во внимание существования объекта. В этом аспекте сознание есть субъект познающий, или переживающий. Это статический центр или опора всех вещей; это субстрат всех изменений, как дно реки или рисунок картины. Оно никогда не видимо; оно может быть познаваемо только через его феноменальные следствия. Поскольку Шива таттва представляет пассивный или статический аспект Чистого Сознания, возникает необходимость ввести активный, или динамический Его аспект. В качестве этого аспекта сознания вводится следующая таттва . Второй фактор в процессе космической эволюции именуется Шакти таттвой . Термин «Шакти» происходит от корня «шак» – «быть способным». Следовательно, это есть способность сознания действовать. Оно есть подвижный, или активный аспект сознания. Шакти таттва есть объект ( идам ) в дуальном взаимоотношении вселенского проявления. Она есть причина всех движений и изменений, наблюдаемых в феноменальной вселенной. Шакти представляет собой универсальный поток сознания, который приводит к бытию все вещи и поглощает все вещи в конце каждого временного цикла. Если Шива является чит -аспектом универсального состояния Сат-Чит-Ананды , то Шакти является ананда -аспектом. Когда Шакти преобладает, переживается высшее блаженство. Шакти таттва представляет собой силу, которая создает напряжение или возмущение на поверхности Универсального Сознания. Она поляризует сознание на позитивное и негативное, ахам и идам , субъект и объект. Она есть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=