Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 83 Keywords : Tikhomirov D. I., primer, training tool, visual series, visual training, elementary school, literacy training, illustration Чем отличается грамотный от неграмотного? грамотный умеет читать и писать; неграмотный не умеет ни читать, ни писать. Как же читает грамотный? грамотный знает буквы. Он смотрит на печатные (или, все равно, на письменные) буквы, узнает эти буквы и выговаривает их (выговаривает звуки); но он произносит не отдельно каждый звук, а сразу несколько звуков, - вместе, слитно, зараз выговаривает целое слово. Как музыкант смотрит на ноты и берет каждую ноту на инструмент и наигрывает песни, так и грамотный по буквам, как по нотам, выговаривает слова и речи. Д. Тихомиров «Чему и как учить?» Вторая половина XIX века – период кардинальных экономических, политических, социальных и социокультурных преобразований, которыми были затронуты все сферы жизни российского общества. Базисные изменения в экономике, проникновение капиталистических отношений в традиционный жизненный уклад, либерализация государственной правовой системы привели к радикальному переосмыслению в широких общественных кругах значения народного просвещения и образования. Движение России по пути модернизации изменяло социальный облик ее населения: требовался более высокий культурный уровень и качественно иной образовательный ценз. Активно развивались существующие и появлялись новые типы и виды образовательных учреждений, открывались библиотеки и читальни, устраивались народные дома, учреждались воскресные школы и классы для взрослых, появлялись новые формы просветительской деятельности. Начались активные поиски путей повышения эффективности общего образования. Педагоги того времени стремились к такому построению урока, которое бы стимулировало самостоятельную познавательную деятельность учащихся, формировало у них потребность в знаниях. Многие видели этот путь в использовании наглядности в школе «всякого типа» – низшей, средней, высшей, общей и специальной. В наибольшей степени вопросы наглядного обучения разрабатывались педагогами применительно к начальной ступени образования. Учет возрастных психологических особенностей детей требовал развития именно такого подхода. Дмитрий Иванович Тихомиров (1814-1915) вошел в историю педагогики и педагогической мысли как талантливый педагог, издатель, редактор, действительный член Московского комитета грамотности и известный деятель народного образования. В молодости, будучи еще выпускником учительской семинар военного ведомства, молодой учитель получил денежную премию и дал свое согласие на преподавание в «образцовой школе» при семинарии, где работал почти 10 лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=