Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 88 Рис. 5. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, чтению и счету, 1873. Иллюстрация не дает фактически никакой информации для ответов на поставленные вопросы. Разве что: «где была кошечка» – «на окошечке», но и это зафиксировано в тексте. В 145-м издании букваря (1904) изобразительные элементы визуального ряда отсутствует полностью. Сохраняются только графические элементы – выделения, шрифты, элементы прописных букв. 159-е издание (1914) получило название «Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету для народных школ». В нем визуальный ряд «возвращается»: в самом начале букваря мы встречаем единичные картинки, иллюстрирующие названные предметы (напр., с. 5), а также появляются сюжетные иллюстрации – зима (с. 28), летняя страда (уборочная) (с. 29) и др. На наш взгляд, одна из наиболее вероятных причин малого количества иллюстративных материалов в букваре Тихомирова – это высокая стоимость печати и стремление автора максимально удешевить издание, предназначенное для массовой народной школы. Другой причиной является рекомендация автора учителю: использовать на уроках разрезную азбуку, учебные картины и другие наглядные пособия [8, с. 129]. Вместе с тем, отметим, что при почти полном отсутствии иллюстраций поздние издания «Букваря» обладали очень выразительным и продуманным общим дизайном: расположение материалов на странице, расстояние между строчками, сочетание разнообразных шрифтов, качество печати, – все это создавало привлекательное и целостное визуальное впечатление. Возможно, отсутствие иллюстративного материала в книге Тихомирова объясняется и тем, что он полагал «основою школьного учения» реальную действительность, а «основным условием восприятия и передачи ученикам знаний и впечатлений, – возможно полную с их стороны активность».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=