Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 21 с. 301]. Человек – это такое существо, которое мыслит, мыслит человек и в древности, и в наше время, и, покуда есть человек, есть и мысль. Обычно в классической истории философии считается, что философия развивается из единого начала, логически разворачиваясь в ходе истории – тогда, каждая мысль, каждое явление связано с прошлым – оно заложило для нас непрерывный вектор развития. В постмодернистской мысли и в частности в философии Мишеля Фуко коренным образом меняется это восприятие. Почему? Прежде всего, Фуко говорит о мысли в рамках разных « эпистем » [2, с. 34]. Эпистема – это такое поле взаимодействия слов и вещей , которое позволяет человеку высказываться, выносить суждения, связывать слова и вещи сообразно его эпистеме. Человек как бы неосознанно находится внутри неё, мыслит сообразно с ней, если перефразировать: человек мыслит в рамках эпистемы, познает по её условиям – все потому, что эпистема предполагает абсолютно иной, особый и присущий только ей порядок вещей. Понимание того, как функционирует эпистема невозможно в рамках её самой, можно лишь проследить развитие предыдущих таких состояний бытия. Таким образом, становится ясным то, почему невозможно линейное развитие мысли, особенно философской мысли в рамках такой концепции: с каждым таким сдвигом бытия, с каждой эпохой возникает абсолютно новый мир и мышление. Правда, такой подход разрабатывается в «Словах и вещах» как противовес господствующей на протяжении столетий в Европе парадигме рациональности («Новоевропейской»), в других же работах концепт «эпистемы» уже не находит распространения и развития. Однако от этого не умирает идея прерывности истории – наоборот, «Археология знания», следующая книга философа посвящена этой проблематике. Идеи, разрабатываемые в этой книге, явились оппозицией традиционному историческому взгляду, Единой истории, благодаря которой вычеркивалось то, что не входило в её рамки. Такую единую историю Фуко называет «глобальной» – её принцип состоит в том, что она сводит все феномены, явления к одному, к центру – например, к духу и т.п., описывая цивилизацию, показывая лицо эпохи. Отличается от неё история « Всеобщая », которая говорит об особых элементах общества (социальная история, история экономики) и пытается определить тип отношений между ними, в общем, здесь не возникает центра , это, скорее, таблица, где разные элементы имеют особые связи – тем самым такая история «разворачивает пространство рассеивания» [9, с. 49]. В этой работе видятся наиболее важными два концепта: архив , и, собственно, археология знания . Архив – это некая система, благодаря которой формируются, управляются высказывания; более того, архив различает дискурсы. Невозможно полностью передать архив, описать его – даже если это архив небольшой культуры, однако, археология как раз должна стать наукой об архивах, изучая сказанное. Это отличается от истории идей, про которую Фуко высказывается не иначе, как о неясной науке с плохо очерченными границами и заимствованными методами. Археология же, говоря в целом, занимается дискурсами вообще – так возникает новый метод Фуко. Методов у Фуко можно выделить два: археология и генеалогия .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=