Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 32 А. Л. Золкин Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются два вида антропологических подходов в образовании. Доказывается, что современная западная стратегия образования тесно связана с идеологией трансгуманизма и противоречит базовым ценностям российской культуры. Обосновывается возможность альтернативной цивилизационной стратегии в отечественном образовании, которая должна опираться на персоналистические положения русской философской традиции. Цивилизационная стратегия в образовании рассматривается как основа социализации и инкультурации молодежи в образовательном пространстве. Ключевые слова: образование, цивилизация, базовые культурные ценности, индивид, личность. A. L. Zolkin V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia) CIVILIZATIONAL STRATEGY OF EDUCATION The article discusses two types of anthropological approaches in education. It is proved that modern Western education strategy is closely related to the ideology of transhumanism and contradicts the core values of Russian culture. The possibility of an alternative civilizational strategy in the domestic education is substantiated, which should be based on the personalistic positions of the Russian philosophical tradition. Civilizational strategy in education is considered as the basis of socialization and inculturation of youth in the educational space. Keywords: education, civilization, cultural values, individual, personality. В философии и педагогической науке уже со второй половины XX в. образование понимается как процесс, направленный на развитие индивидуального, творческого начала обучающегося с целью становлению его как уникальной личности. Идея целостности личности, акцент на развитии ее творческой активности стирает границу между обучением и воспитанием и в целом соответствует жизненным интересам как общества, так и человека, стремящегося к самореализации, к субъектности, к активному поиску своего места в жизни, соответствующего его способностям и возможностям. Сам процесс получения знаний сегодня начинает рассматривается как диалог обучающегося и обучаемого в конкретном социокультурном контексте. Знание становится «личностным», соотнесенным с интересами обучающегося, с его представлениями о перспективах собственного профессионального и личностного роста. Таким образом, если обучение рассматривается как принципиально воспитывающее, а воспитание органически включается в процесс обучения, то проблема личности становится одной из центральных проблем педагогической практики от начальной школы до высшей. И философия, и педагогика сегодня приветствуют стремление человека к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=