Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 54 Христианскую Церковь славянские народы, которые через служение солунских братьев обрели свою письменность, литературный язык и литургическую традицию. Более тысячи лет назад славянские племена восприняли Православие от единой крещальной купели святого равноапостольного великого князя Владимира, который и доныне является образцом миссионера-мирянина. Святой равноапостольный великий князь Владимир совершил сознательный и ответственный выбор, определивший пути духовного и исторического развития нашего Отечества. Так, Церковь посредством миссии созидала новое христианское государство – Святую Русь. Духовно-нравственный смысл этого события для современности состоит в том, что православная миссия является важнейшим фактором исторического развития, государствообразующим и культурообразующим началом для нашей цивилизации. Первое богословское произведение Древней Руси «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона было посвящено богословию миссии [5]. Всемирная история рассматривается как процесс просвещения народов, завершающим этапом которого является Крещение Руси, утверждающее каждое исторические события как осуществление Божественного Промысла. Первыми миссионерами на Руси были греческие и болгарские иноки. В лице преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Русь обретает собственную аскетическую традицию, открытую миссионерскому призванию. Преподобный Феодосий Киево-Печерский был одним из первых русских апологетов. Благодаря преподобному Сергию Радонежскому, Русская Церковь обретает собственную духовную традицию, вобравшую в себя опыт подвига и боговидения Вселенской Церкви. Духовный подвиг преподобного Сергия позволил не только сохранить русский народ и отстоять русскую государственность, но и значительно расширить пространство проповеди Слова Божия. Монастыри, основанные учениками преподобного, создавались как миссионерские. Призвание современного монашества состоит, прежде всего, в молитве за весь мир, однако, подлинная любовь ко Христу не ограничивается стремлением к собственному спасению на пути духовного совершенствования. Христианский подвижник, познавший Любовь Христа, органически стремиться разделить Ее с ближним. Миссионерское служение монашествующих глубоко укоренено в истории Церкви и является необходимым продолжением аскетического подвига. Современные монашествующие должны хранить и развивать свое миссионерское призвание как дар Христовой любви и средоточие апостольского духа. Проповедь учеников преподобного Сергия охватила многие народы, соединившие свою историческую судьбу с русским государством. Выдающимся примером такой миссии является служение святителя Стефана Пермского. Период с начала XI по конец XV вв. был эпохой православной миссии. Миссия же Западной Церкви в тот период если и осуществлялась, то в виде насильственного обращения полабских и поморских славян, язычников Прибалтики, еретиков Южной Франции, мусульман и иудеев Пиренейского

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=