Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 56 устроению Церкви, современные миссионеры призваны совершать свое служение в среде раскольников с любовью и осознанием высокой нравственной ответственности. В Синодальный период особое развитие получила внешняя миссия Церкви, начало которой было положено столетиями раньше. Начиная с XVI в. освоение Сибири сопровождается обращением в христианство ее коренного населения. Проект освоения Сибири стал успешным, прежде всего, благодаря тем православным миссионерам, которые приходили в Сибирь вместе с казаками. Они желали привести эту землю ко Христу, а ее жителей в Царство Небесное. Географическим пределом этого служения стала Русская Америка. Именно их трудами Сибирь навсегда соединилась с Россией. Со временем православная миссия в Сибири стала восприниматься как важная составляющая государственной политики. Российские императоры осознали, насколько важным является миссионерский фактор для становления государственности. Церковь явилась гарантом сохранения народов Сибири и их культур. За все время пребывания в Сибири русские не уничтожили ни одного коренного народа. Этого нельзя сказать о европейцах в Северной и Южной Америке. Коренное население Сибири не подвергалось систематической эксплуатации и не обращалось в рабство. Русская цивилизация не создавала общество, подобное апартеиду. Поэтому и в данном случае сравнение православных и неправославных миссионеров требует отказов от псевдоисторических мифов. Духовным символом и покровителем православной миссии стал свт. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, уроженец Иркутской земли, будущий апостол Америки и Сибири. Перед современными миссионерами Сибири по-прежнему стоит цель обращения и воцерковления ее коренных народов, однако, особенно актуальной является необходимость свидетельства Евангелия более многочисленному русскоязычному населению региона. Задачи внешней миссии требовали подготовки значительного числа миссионеров, обладающими знаниями языков, культур и религиозных традиций тех народов, которых они стремились обратить в Православие. В духовных академиях стали создаваться различные кафедры миссиологической направленности. Крупнейшим центром миссионерского образования стала Казанская духовная академия. Уровень миссионерского образования в дореволюционной России так и не был превзойден. В миссиологических исследованиях духовных академий берут свое начало целые направления современной науки: синология (архим. Иакинф (Бичурин)), этнография и отдельные школы лингвистической компративистики (свт. Иннокентий (Вениаминов)). Современному религиоведению, выросшему из научного атеизма, предшествовала мощная традиция православного религиоведения в духовных академиях. Современным миссионерам следует уделять достаточное внимание изучению других религий для повышения убедительности проповеди православия в нехристианской среде. Отдельным направлением внешней миссии стало свидетельство Православия за пределами Российского государства. Деятельность Пекинской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=