Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 63 человечества. Эстетическая ценность произведений искусства заключена в наличии следующих условий: 1) … «большей или меньшей особенности того чувства, которое передается; 2) … большей или меньшей ясности передачи этого чувства и 3) искренности художника, то есть большой или меньшей силы, с которой художник сам испытывает чувство, которое передает» [15, c. 100]. Этим обусловлена и истинность наслаждения от произведений искусства. Толстой подчеркивает тот факт, что эстетическое восприятие и скусства прямо пропорционально эстетической полноте бытия , воспроизведенной художником в своем произведении: «воспринимающий испытывает большее наслаждение, чем особеннее то состояние души, в котором он переносится, и потому тем охотнее и сильнее сливается с ним» [15, c. 100]. Художественная подделка – то, что не включает эти критерии: «особенность, ясность и искренность». С точки зрения мыслителя, именно они являются определяющими для выявления эстетической ценности произведений искусства. Эстетическая ценность искусства определяется его религиозност ью , которая эстетически выражает высший абсолютный идеал, который способствует не только возможности созерцания великих произведений, духовному совершенствованию и преображению личности, но и межкультурной коммуникации, что дает возможность «освобождению личности от своего отделения от других людей, от своего одиночества, в этом-то слиянии личности с другими заключается главная и привлекательная сила и свойство искусства» [15, c. 100]. Истинное искусство, по мнению Толстого, является важным культурообразующим фактором, тем культ урным деланием, которое заставит общество изменить содержание культурной деятельности человека, его привычные представления о ценностях и приоритетах жизни, вернуться к естественно-природному состоянию и, таким образом, повлиять на образ и стиль жизни. Искусство как культурное делание должно быть сосредоточено на цели доступности его для народа. Исходя из этого, Толстой и оценивает конкретные эстетические явления, отрицая ценность большинства вершинных созданий художественной культуры (в том числе и собственных произведений) и «дает крайне аскетическую интерпретацию проблемы искусства, весьма односторонне отражающую действительные принципы его художественного творчества, интерпретацию, во многом негативную по отношению к искусству вообще» (В. Паперный). Стремление писать наиболее понятным для читателя языком – неотъемлемая черта современной массовой литературы. При этом писатели вырабатывают собственные приемы для такого «опрощения» своего художественного произведения. Это и определенное построение композиции своего сочинения, написание своих произведений в развлекательном ключе, стремление завлечь читателя увлекательным сюжетом. Такого рода литература, которую он назвал «формульной и конвенциональной», позволяет читателю расслабиться, уйти от действительности, дарят читателю комфортное для него чувство безопасности и предсказуемости. «Формула создает свой собственный мир, который становится нам близок, вследствие многократного повторения» [1]. Таким образом,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=