Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 74 Духовная мифологическая и повседневная бытовая культура Аркаима тесно переплетены. Пассионарность в мифологическом мировоззрении К. Ясперс считает, что «мифология, богословие и философия описывают бытие трансценденции... Миф – форма символической коммуникации, а трансценденция – это Бог без Откровения, постигаемый в философской вере через экзистенциальное озарение в «пограничной ситуации», посредством «шифров трансценденции» – это ключ к экзистенциальной коммуникации» [10, с. 33]. Согласно А. Ф. Лосеву, «миф – не изобретение человека, а воплощение жизни; всё в культуре мифологично, а миф – это имя, тождество образа и идеи. Миф не субстанциальное, а энергийное самоутверждение и смысловое явление личности, ее образ, не зависимое от взаимоотношения вечности и времени» [5, с.195]. Энергийность (пассионарность) возникает за счет уменьшения предметной определённости бытия. Мифы создали люди, самые на тот момент продвинутые пассионарии, которые сбросили с себя всю предметную определенность и, соединив в себе природные истоки и культурные возможности, вышли на уровень духа. И энергийность созданной ими вещи, объекта – это плод ритуальной деятельности пассионариев, их образного мышления и концентрации энергии в предельном знаке – категории бытия, которая играет роль линзы. Строя Аркаим по сюжету мифа, пассионарии в ритуале сооружали архетип космоса. В ритуале пассионарий слит с бытием, природой, Космосом, Богом – выход на предельную концентрацию энергийности экстатического бытия духа, где «Я есть» – потенциальная полнота всех возможных форм деятельности – идентичность с энергией – мощный энергийный напор, когда дух собран в слове, голосе, заклинании, мантре, молитве, которую он ритмично вкладывает в ритуальный объект. И не смысл имеет значение, его вообще в такие моменты нет, поскольку в мистическом экстазе отключено рациональное мышление, но ритм, наполненный энергийной мощью пассионария и его воля, его дух, слившийся с Единым. Затем энергийная мощь космического ритма перенесена на словесно-знаковый уровень мышления, способного выразить ее в языке, слове, знаке, идее, где знак с помощью слова извлекает отношение из относящихся сторон, и оно существует как идеальное – объективная мыслительная форма в сознании. Идею (мысль) пассионарий воплощает в знак (слово), через символ ритуала (действие) в предметность (вещи), которая становится энергийной, обретает имя / символ, содержащее эманацию личности и отражает заложенный мифический образ. Так замыкается герменевтический круг динамики культуры, связанный с трансформацией ее предметной формы от универсалии к мысли через деятельность к вещи (нисходящий апофатический – непознаваемое разумом мистическое Богооткровение), и обратное вертикальное движение от вещи через деятельность к мысли и к универсалии (предельной абстракции) – движение от предметности телесной к предметности, сопряженной с энергийностью (восходящий катафатический – Богопознание по иерархии аналогий тварного бытия Творцу). Так, жертвенный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=