Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 75 конь – символ тела (формы) Праджапати (Творящий принцип, Абсолют) единосущностен с Праджапати – мистическое приобщение – не символ высшей реальности, а ее проявление. Плавка металла из руды в аркаимских печах- колодцах, где на дне колодца обнаружены обугленные кости жертвенных животных, принесенных богу Агни, рожденному в темных водах колодца, – символ Золотого Зародыша космогонических гимнов «Ригведы», он рождается в первозданных водах (Космические Воды зачали Вселенную) силой тепла (тапас) космического жара, связанного с Солнцем (Сурьей) и Огнем (Агни), трансформируясь в идею подвижничества и аскезы. Богопознание в мифологическом мышлении – это помимо коллективного опыта в результате горизонтального энергоинформационного обмена в сообществе, вертикальный энергообмен с Космосом при восполнении сопричастности в мифе через ритуал на сенсорно-перцептивном уровне когнитивной системы. Это связь содержания и личностного смысла пассионария, идентичного с духом в онтической форме – момент реального переживания духовной вспышки, соединяющей с Единым, результатом которой является мысль – самая высокая созидательная энергия. Но венец мысли здесь – не предметная сторона знаний, которые субъективны по форме и объективны по содержанию, а энергийная природа ценностей, которые объективны по форме и субъективны по содержанию. Объективная мыслительная форма создает предметные основания для концентрации жизненных сил, энергии. Объективная природа формы ценностей, которая присутствует в мифе, легенде, несет смысл созидательной энергии, где отражены надежды, воля, достижения народа, и каждый вождь, открытие, бедствие и подвиг облекаются в миф и легенду субъективного содержания. Духовное устремление коллектива запечатлевает образ истинного, объективного значения, и символ означает мировой знак – язык созидателей мифа и легенды мира, носителей подвига пассионариев. Так, мифологическое мышление – это моделирование мира, позволяющее трансцендировать, выходя за пределы непосредственного бытия, опредмечивать мир собственных значений, смыслов, фиксируя и передавая его в опыте поколений. Эту функцию в мифе выполняет культурный герой – авестийский Йима, построивший вару по указанию бога Ахура Мазды для спасения людей и животных от наступивших холодов (форма Аркаима – аналог вары), или полубог – ведийский Индра, который привел ариев из степей Евразии через Гиндукуш в Индию – пассионарии мифа, являющиеся средоточием этих предельных смыслов, совершающие подвиги во имя общего блага, становящиеся идеальным архетипом – символом трансцендентных смыслов мифа, вносящие эти универсальные бытийственные смыслы и духовные ценности в социум. Миф – способ идентификации с культурным героем, процесс идейно-смыслового, деятельного и предметного освоения мира. Заложенные в сознании аркаимского пассионария архетипы, проявляясь через символы, выражают принцип Творения: ритуальные вещи в захоронениях элиты: булава – символ духовной власти, каменные фигурки лошадиных голов и топоры, керамические ритуальные сосуды – сакрализация, выход в фазу Духа,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=