Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 102 различных факторов. Поэтому эффективность миссионерского служения в отличной от восточнославянской этнокультурной среде напрямую зависит от степени инкультурации миссионера. Вопросы методологии этнокультурной миссии получили достаточно полное отражение в работах святителя Иннокентия (И. Е. Попова-Вениаминова), митрополита Московского (1797-1879), просветителя Аляски и Сибири, в частности, в его статье «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных» [7, с. 172]. Непосредственные наблюдения св. Иннокентия над реакцией языческой культуры на проповедь христианства послужили основанием развития им той части методологии этнокультурной миссии, которая определяет позицию православного миссионера по отношению к традициям и культуре языческого народа. Изучение культурных особенностей народов и их быта является объектом исследования такой науки как культурная антропология. Предметные области культурной антропологии и православной миссиологии во многом пересекаются, что позволяет сформировать подходы к синтезу как их методологических установок, так и результативной части исследований. Богословское понимание призвания различных народов и его места в плане Божественного домостроительства открывает перед учеными новые эвристические горизонты, а научные достижения культурной антропологии способствует построению этнокультурных стратегий миссии на более строгой методологической основе. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в этнокультурной среде осуществляется в контексте межкультурной коммуникации между акторами миссии, являющимися представителями русской культуры и адресатами миссии, являющимися носителями иных культурных традиций. Задача миссионера состоит в наполнении культуры народа, к которому обращена проповедь, евангельским содержанием. Новое мировоззрение должно получить своё отражение в культурном развитии того или иного народа. Для такой работы миссионер должен обладать не только богословскими знаниями, но также иметь достаточную осведомленность в сфере культурной антропологии, этнологии и этнографии. Несмотря на недостаточную разработку данной проблематики, современные подходы к построению этнокультурных стратегий миссии нашли свое отражение в полевых исследованиях и теоретических обобщениях [11, с. 72- 80], [13]. На их основании в настоящей статье предлагается гипотеза, содержащая определенные подходы к формированию этнокультурных стратегий миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Основные статистические данные для данного исследования базируются на Всеросcийской переписи населения [12]. В настоящей работе отображены определенные особенности и закономерности, характерные для разных типов регионов. В качестве основы гипотезы мы предлагаем рассмотреть религиозную жизнь людей как самостоятельную часть их культуры. Теоретическую базу исследования составляет антропологический метод Фридриха Ратцеля, который послужил основой диффузионистского направления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=