Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 33 целью выделения основных проблем, связанных с рефлексией искусства в трудах философа. В будущем в рамки нашего внимания войдут и остальные работы мыслителя. На основании прочтения указанных работ мы сформулировали следующий ряд проблем, затрагиваемых Н. А. Бердяевым. Во-первых, это проблема онтологического статуса искусства. Она может быть выражена в следующих конкретных проблемах: А) Искусство и бытие. Свобода как атрибут искусства. Отношение искусства и бытия видятся философом как трагические. Особенно подробно об этом говорится в работе «К философии трагедии (Морис Метерлинк)». Трагизм, согласно мыслителю, находится уже в самой структуре действительности. Он пишет: «Эмпирическая безысходность – вот сущность трагизма. Эта эмпирическая безысходность указывает на неискоренимые противоречия эмпирической действительности и требует какого-то высшего, сверхэмпирического выхода, она является огромным свидетельством против наивно-реалистической веры в единственность и окончательность, эмпирического материального мира» [3]. По мнению Н. А. Бердяева, искусство всегда выражало состояние трагичности [Прим. 2], но в полной мере оно сделало это лишь к концу девятнадцатого века в драматургии М. Метерлинка. В предыдущем искусстве трагизм показывался как результат взаимодействия несколько факторов: человека и рока (Еврипид), нравственности и страсти (У. Шекспир), но лишь у Метерлинка все виды трагичности изображаются как имплицитные человеку [Прим. 3]. Н. А. Бердяев не считает, что трагизм в искусстве должен положить конец творческому стремлению человека. В трагизме раскрывается свобода искусства, свобода художника. Но свобода не возникает в искусстве лишь от механической автономии от других сфер бытия. «Свободное искусство вырастает из духовной глубины человека, как свободной плод. И глубоко и ценно то лишь искусство, в котором чувствуется эта глубина. Искусство свободно раскрывает всякую глубину и объемлет собой всю полноту бытия» [3]. Высшим этапом развития искусства является его выход за пределы собственных границ в теургии, в переходе от творчества человека к сотворчеству бытия и человека: «Теургическое творчество в строгом смысле слова будет уже выходом за границы искусства, как сферы культуры, как одной из культурных ценностей, будет уже катастрофическим переходом к творчеству самого бытия, самой жизни» [2]. В искусстве философ находит и возможность преодоления бессмысленности «исторической реальности». Но искусство не может это сделать самостоятельно: «Мир должен быть оправдан не только как эстетический феномен, но так же, как феномен нравственный и разумный» [2]. Поэтому преодоления трагизма в искусстве возможно лишь с преодолением трагизма в познании и религиозной жизни [Прим. 4]. Б) Метафизическая история искусства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=