Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 52 человек может сделать больше, чем культурные полубоги и герои… Но вместе с тем, он предал надежду и погубил истину, которые сохранялись в сублимациях высокой культуры» [2, с.192]. Эстетизация и обездуховленность современного общества влияют на все сферы жизни, но прежде и легче всего они окутывают паутиной потребительства молодое поколение. Сегодня на смену установке на стабильный поступательный профессиональный рост и будущую реализацию всех важных аспектов жизни, в молодежной среде пришла модель «живи сейчас!», которая высмеивает серьезные и некоммерческие устремления в будущее, пропагандирует ценность быстрого заработка в краткосрочных проектах. Смысл жизни сузился до размера крохотного, почти бездуховного мирка, где сиюминутные желания становятся главной целью существования, где не читаются серьезные книги, уходят в прошлое романтические мечты комсомольцев советской эпохи, где нет потребности в большом искусстве, где ненормально ставить интересы других выше собственных и размышлять «не только о сущем, но и о должном». В определенном смысле, современная молодежь стала заложницей всеобщей неолиберальной пропаганды гедонистического и потребительского образа жизни, которая постулирует пренебрежительное отношение к чему бы то ни было серьезному и долгосрочному, в том числе, и к созидательному труду. Таковы, в частности, выводы круглого стола «Труд в системе человеческих ценностей», состоявшегося еще в 2013 году, но не утратившего своей актуальности и в наши дни: «Маркетинговая идея, выраженная в лозунге «живи в кредит»: «Покупай и наслаждайся сегодня, а плати завтра», – как мы знаем, сыграла злую шутку со многими людьми во всем мире, особенно молодыми» [3, с. 24]. Но снова подчеркнем, что это не только российская проблема, но общее состояние так называемой посткапиталистической эпохи с ее однозначной ориентацией на потребительство. Дуайт Фарроу пишет: «В современной жизни духовные и моральные ценности, самопожертвование ради другого, защита окружающей среды и другие общие блага перестали быть столь важными… Следовательно, качества характера, которые мы развиваем, чтобы служить другим – храбрость, честность, доброта, и т.д. – атрофируются постольку, поскольку мы становимся сосредоточенными только на себе потребителями» [4, с. 1-2]. Современная молодежь часто предпочитает жить одним днем, отодвигая нравственные вопросы на задний план. Это касается всех сфер жизни, прежде всего, образования, когда многие студенты стремятся получить не знания, а финальный документ, превращая сессии в процесс собирания подписей преподавателей. Учеба тоже труд, и притом достаточно тяжелый, в то время как результаты этого труда часто предполагается увидеть только в отдаленной перспективе, к тому же, множество выпускников не работает по полученной специальности. Соответственно, и отношение к учебе становится потребительским, и просто несерьезным. Многие вообще считают время обучения в ВУЗе временем отдыха и тусовок.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=