Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 64 diversity, promotes their socio-cultural and ethno-cultural identification, forms tolerant attitude to representatives of other ethnic groups and cultures, and develops the skills of constructive and effective interaction with representatives of other cultures. The authors describe the experience of development and implementation of the comprehensive social and educational program for foreign students “Intercultural dialogue” in Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. The article also represents the results of a survey conducted among foreign students on issues related to social and cultural adaptation in Russian society and the inclusion of representatives of different cultures in the polycultural space of the University. Keywords: dialogue of cultures, polycultural personality, polycultural education, international projects, cross-cultural communication, foreign students, higher education В эпоху глобализации в России, как и во всем мире, происходят существенные изменения в системе высшего образования. Данные изменения затрагивают не только содержание образовательного процесса, но и подходы к организации всей системы российского высшего образования, к ее функционированию на международном рынке образовательных услуг. Одной из ярко выраженных в последние годы тенденций, обусловленной стратегическими целями нашей страны в системе подготовки профессиональных кадров, является тенденция к росту количества иностранных учащихся, в том числе обучающихся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Значительное увеличение иностранных студентов – представителей различных культур и национальностей – обуславливает и актуализирует необходимость нового осмысления таких понятий, как «диалог культур», «поликультурная личность», «поликультурная образовательная среда». Вопросу диалога культур в философии и культурологии отводится значительное место уже на протяжении достаточно длительного времени. Однако, нас, в первую очередь, интересует то, каким образом данное понятие переосмысляется в современной действительности, в особенности, применительно к вузовскому образованию и окружающему студентов контексту, связанному с жизнью в России. По мнению Р. М. Фатыховой, «смыслообразующим компонентом в понимании культуры является связь личности с личностью, поколения с поколением, народа с другими народами» [7, с. 47]. То есть культура по своей сути диалогична, и весь культурно-исторический процесс отражает бесконечный диалог между разными культурами. Философия диалогизма, разработанная в ХХ в. М. Бубером, раскрывает глубинные вопросы бытия человека через взаимодействующие концепты «Я – Ты», где «Я» не сможет приобрести всю полноту своей индивидуальности без отношений с «Ты». Таким образом, человек познаёт свою сущность и свою национальную идентичность только благодаря взаимодействию с представителями другой культуры. «Во время диалога между партнёрами возникает что-то новое, не порождаемое каждым из участников диалога отдельно. То, что возникает в диалоге, представляет собой некоторое новое духовное содержание, имеющее культурную ценность» [Цит. по: 7, с. 50]. Именно на основе такого интерперсонального диалога, на наш взгляд, следует выстраивать парадигму отношений в системе высшего образования сегодня. Администрации высших учебных заведений необходимо учитывать всю

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=