Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 77 В Большом Российском энциклопедическом словаре культура (от англ. culture) – это ценности, нормы, продукты материального производства, характерные для данного общества [1]. Понятие «ценность» выступает как многогранное культурное явление, как результат человеческой деятельности, обладающей смыслом. Ценность выявляет такие свойства объектов, явлений, теорий, идей, которые должны служить эталоном и идеалом должного в соответствии с приоритетами культуры. Ценности составляют «вещество» культуры, её субстрат. Термином «ценность» обозначается природное свойство человека, заключающееся в его отношении к миру, другим людям, самому себе, в котором всегда присутствует оценка объекта, проявляются избирательность, предпочтения, по сравнению с другими объектами. Тем самым объекты приобретают такие свойства, которыми не обладают, которыми их наделяет субъект. Н. З. Чавчавадзе определяет культуру как «мир воплотившихся ценностей, преобразованную сообразно им природу человека и его среду – мир орудий его материальной и духовной деятельности, социальных институтов и духовных достижений» [16, с. 55]. В свою очередь, Э. В. Соколов отмечает: «фокус культуры – это человеческие ценности» [15, с.41]. С другой стороны, П. С. Гуревич конкретную культуру представляет как «комплекс определенных ценностей, образующих смысловое ядро феномена» [4, с.130]. В аксиологической концепции культуры подчеркивается значение идеальной модели, культура с этих позиций рассматривается как трансформация из должного в сущее, реальное. С точки зрения Л. Б. Соколовой [14], культура представляет всеобъемлющие функции и свойства развития общества, творческие силы и способности человека: в ней аккумулируется человеческий опыт бытия и освоения мира. «Ценностное отношение к определенной деятельности людей и созданным ими объектам необходимо для вовлеченности их в культурный оборот: такой деятельности обучают, подобные объекты берегут и воспроизводят, ими дорожат и могут восхищаться, их анализируют», – пишет Т. С. Лапина [11, с. 73]. Ценности культуры создают предпосылки для культурной идентификации, вхождения и восхождения в мир культуры, ценностного и деятельностного освоения действительности. Следовательно, с педагогической позиции ценностная трактовка культуры заключается в сущности содержательного аспекта образования. Данный аспект извлекается и постоянно пополняется из культурного наследия человека. Как определенная система ценностей, культура формирует вполне определенные ценностные потребности и ориентации человека. Их уровень и качество позволяют судить о степени культурности того или иного человека. Сегодня, как никогда ранее, каждая из областей духовной культуры, являющейся источником содержания образования, приобретает аксиологический (ценностный) аспект. Современное образование воспринимается с позиции возможностей культуры, её значимости в формировании личности, способной сохранить и упрочить всё позитивное, что завоёвано цивилизацией, а, следовательно, принять общечеловеческие ценности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=