Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 92 основных сторон его, мужской и женской, относится первоначально образ Божий, по которому создан человек. Как Бог относится к своему творению, как Христос относится к своей Церкви, так муж должен относиться к жене. Как Бог творит вселенную, как Христос созидает Церковь, так человек должен творить и созидать свое женское дополнение» [13, с. 529]. Философ считает, что отношения между мужем и женой составляют «великую тайну», о которой сказал апостол Павел [2, с. 1232]. Продолжая и развивая идеи В. С. Соловьева, Н. А. Бердяев подчеркивает необходимость одухотворения пола, гармонизации в любви чувственного и духовного: «Вл. Соловьев был платоник, и его собственный эротический опыт связан с платонизмом. Таково его учение о Софии, сталкивающееся с учением о личности. Но в своей статье «Смысл любви», может быть, самой замечательной из всего, им написанного, он преодолевает границы безличного платонизма и, впервые в истории христианской мысли, связывает любовь-эрос не с родом, а с личностью. Любовь для него связана не с деторождением и не с бессмертием рода, а с реализацией полноты личности и с личным бессмертием» [1, с. 138]. Великий русский писатель и философ Л. Н. Толстой считал, что гармоничная семья – это семья с патриархальным укладом жизни. В произведениях классика дом, семья приобретают феноменологическое прочтение, выступая пространством души героев. Центральная роль в пространстве дома принадлежит женщине. По мнению Л. Н. Толстого, жилище становится домом, если его одухотворяет высоконравственная женщина. Атмосфера дома, родового гнезда, считает писатель, определяет взгляды и судьбы героев. Обратимся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». В системе всех образов Л. Н. Толстой выделяет несколько семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. На примере этих семей выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага. Знакомство с домом Ростовых в романе-эпопее Л. Н. Толстого начинается с именин Натальи. Интересы графа и графини сосредоточены в семье. Графиня Ростова оживляется тогда, когда речь заходит о детях. Она высказывает сокровенные мысли «на вопрос, который никто ей не делал, но который постоянно занимал ее: – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них (детей) радоваться!» [16, с. 55]. Граф Ростов – гостеприимный, радушный, заботливый хозяин дома. Ему свойственны щедрость и размах души. В отечественной традиции главой семьи является отец. Он – хранитель чистоты телесной и духовной домочадцев своих, семейного целомудрия. Исторически русскому обществу присущ патриархальный тип семьи (с отцовской доминантой). Отец нес ответственность за каждого члена семьи, за всю семью. Л. Н. Толстой считал, что «род человеческий развивается только в семье» [15, с. 233]. Писатель предупреждал, что разрушение семьи может обернуться необратимыми последствиями для всего человечества. По мнению Толстого, отказ от патриархального семейного уклада в пользу европеизированного пути
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=