Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 108 Философский-онтологический, культурологический и антропологический подходы к исследованию проблем революций и войн, насилия и терроризма, насилия и ненасилия, социализма и фашизма реализованы в работах В. Беньямина, Х. Ортеги-и-Гассета, А. Рапопорта, Ж. П. Сартра, О. Розенштока-Хюсси, М. Хайдеггера, К. Шмитта, К. Ясперса. Философская и социологическая интерпретация революций, практик насилия и свободы представлена в работах теоретиков «постмодерна» или «позднего модерна» (Д. Агамбен, А. Бадью, П. Бурдьё, Э. Гидденс, Ж. Делёз, С. Жижек, М. Фуко, З. Бауман и другие). Революции ХХ века рассмотрены в качестве «тоталитарных» в работах таких западных теоретиков, как Э. Фромм, К. Поппер, Х. Арендт, Р.Н. Арон, Ф.А. Хайек, З. Бжезинский и другие. Отечественные исследования революций, революционного насилия и ненасилия в русле «теории тоталитаризма» представлены работами Ю. И. Авдеева, А. С. Ахиезера, С. Н. Борисова, К. С. Гаджиева, С. Г. Кара-Мурзы, В. Н. Кудрявцева, М. П. Одесского, Д. В. Ольшанского, А. С. Панарина, В. А. Подороги, В. П. Римского, Д. М. Фельдмана и других. Этико-философское и философско-антропологическое понимание природы современных революций, насилия и ненасилия присутствует в публикациях таких российских авторов, как Р. Г. Апресян, В. В. Бочаров, А. А. Гусейнов, Е. Д. Мелешко, А. П. Назаретян, В. Н. Назаров, В. С. Степин и другие. Проблема насилия и ненасилия в «бархатных/цветных» революциях, переворотах и протестных движениях конца ХХ и начала XXI столетий, которые мы номинируем как «субкультурные» революции, ещё не получила должного осмысления. Основным объектом теоретической критики и экспликации соответствующих политических технологий и феноменов остаются работы Джина Шарпа и его западных коллег, хотя это скорее практические пособия по использованию в протестных движениях. Появляющиеся критические отклики на феномены «бархатно-цветных революций и переворотов» до сих пор остаются в основном уделом политической публицистики в традиционных СМИ и социальных сетях, что далеко от действительно объективного научного и философского осмысления проблематики насилия, ненасилия и свободы в практиках и технологиях субкультурных революциях последних десятилетий. Надо отметить, что в отечественной и зарубежной науке уже появились не только статьи и монографии, но и диссертации, посвящённые революциям как таковым, так и в их контексте феномену «бархатных/цветных» революций, переворотов и протестных движений. Следует назвать как серьёзные работы таких отечественных авторов, как Г. А. Завалько, О. С. Грязнова, И. В. Стародубровская, В. А. May, В. П. Римский, В. Д. Соловей, Э. Э. Шульц [1; 2; 5; 7; 17; 23; 24; 25; 26; 32] и другие. Из западных учёных, работы которых опубликованы в последние десятилетия (в том числе переведены в нашей стране) назовём имена Дж. Голдстоун, М. Малиа, Т. Скочпол, Ш. Фицпатрик и других авторов [3; 4; 16; 22; 28; 34; 35; 36; 37]. Философская экспликация революционной феноменологии, в том числе и «цветной», присутствует в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=