Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 11 Суверен тот, кто сам находится вне закона, гарантируя его существование и исполнение. И речь не только в исключениях права, сохранившихся сегодня для представителей законодательной и исполнительной власти как неких отголосках этой идеи. Более значимо то, что сама идея легитимности, идея закона сегодня переживает кризис, который сближает ситуацию с тем, что К. Шмитт определял как чрезвычайное положение. Дж. Агамбен пишет об отверженности людей со стороны закона: «Сегодня повсюду люди живут в состоянии отверженности со стороны закона и традиции, которые являются всего лишь «нулевой точкой» собственного содержания, где формой отношения оказывается отверженность как таковая. Все общества и все культуры (неважно, являются ли они демократическими или тоталитарными, консервативными или прогрессистскими) переживают сегодня кризис легитимности, в котором закон (понимая под этим термином весь текст традиции в ее регулятивном аспекте, неважно, идет ли речь о еврейской Торе или исламском шариате, христианской догме или профанном номосе) имеет силу как чистое «ничто Откровения». Но именно такой является изначальная структура суверенного отношения…» [1, с. 71]. В этом отношении и происходит опрокидывание закона в жизнь, их слияние в неразличимости чрезвычайного положения как ситуации отсутствия не просто гарантий существования, но и безопасности как таковой. И даже более, поскольку безопасность здесь касается только жизни как таковой, физического существования существа, статус которого достаточно специфичен. Ключевым понятием понимания биополитики и современного кризиса идеи закона для Дж. Агамбена является homo sacer. Это еще одно понятие античной философии и права, которое позволяет описать человека за пределами (выведенного людьми или выброшенного туда обстоятельствами) закона (норм и правил человеческого обще-жития): «… взятая в своем изначальном состоянии, за пределами как уголовного права, так и института жертвоприношения, фигура homo sacer предстает как символ самой жизни, захваченной суверенным отвержением и хранящей память о том изначальном исключении, которым конституируется сфера политического. Таким образом, оказывается, что область политического формируется посредством двойного исключения, то есть взаимного проникновения профанного в сферу религиозного и религиозного в сферу профанного, которое образует зону неразличенности между жертвоприношением и убийством» [1, с. 107-108]. Таким образом, homo sacer есть исток и предел политического как такового. И современность приблизилась к этому пределу в своих практиках биополитического управления. Безопасность в этих процессах оказывается тем, что находится на поверхности, видимым и переживаемым. Прежде всего, на примере феномена беженцев, столь актуальном сегодня. В работе «Средство без целей» Агамбен обращает внимание, что беженец это тот, кто ставит под вопрос национальное государство. Все нарастающий процесс миграции и мобильности во всех ее проявлениях, также остро ставящий проблему безопасности, свидетельствует о том же, о превращении пространства государств в пространство лагеря: «… мы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=