Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 120 отметить, что празднование Победы в ВОВ приобрело в последние годы характер обновленного ритуала, получившего новое звучание в условиях политического и экономического прессинга на Россию со стороны стран Запада. В 2017 году шествие «Бессмертный полк» в Москве, объединившее 850 тысяч человек, стало самым массовым за всю его историю. В акции «Бессмертный полк» идентификация главным образом связана с осознанием человека себя как части народа, одержавшего победу над врагом. Символическое коммуникативное пространство шествия было представлено знаковыми формами (георгиевской ленточкой, военной формой периода ВОВ, фотографиями участников войны), которые и идентифицировали людей с социальной общностью российского народа. Эти знаки реализовали духовную связующую функцию с культурной памятью народа. Очевидно, что вышеуказанная традиция, не предполагающая официоза, а активизирующая гражданскую инициативу, оказывает положительное воздействие на процесс формирования общенациональной гражданской идентичности и соответственно, выступает важнейшим фактором конструирования социальной консолидации. Следует отметить, что современная российская власть, учитывая вышеуказанный консолидирующий потенциал «символа победы» активно его развивает, формируя новую традицию праздничной культуры. Речь идет о праздниках, связанных с воссоединением Крыма с Россией. Представляется, что в ближайшее время дата присоединения Крыма (18 марта) имеет все перспективы стать ещё одним всенародным торжеством, а введенный Указом Президента РФ «День Сил специальных операций» (27 февраля) уже стал вполне официальным праздником, получившим и неофициальное, народное название – «День вежливых людей». Несомненно, указанные праздники станут еще одним важным звеном конструирования общегражданской идентичности и способом конструирования социальной консолидации. Везде, где существует проблема с коммуникацией, с установлением связей между людьми, везде, где требуется сплочение коллектива, адаптация его новых членов, объединения нескольких групп людей в единое сообщество и т.п., праздник может быть использован как технология, способ консолидации людей. При этом важными являются следующие аспекты: 1. С целью создания стабильного и безопасного пространства для спонтанного проявления положительного потенциала пришедших на праздник людей, он должен базироваться на тех культурных ценностях, которые отвечают принципу толерантности и не входить в противоречие с ценностной системой любого из его участников. 2. Создание «настоящего» праздника подразумевает обращение к субъективному ощущению человека внутри события [12, c. 10]. Праздник – это конструирование субъективного переживания многих людей. 3. Организующей силой праздника выступает ведущий, объединяющий функции аниматора и тьютора. Аниматор объединяет людей в общем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=