Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 123 человечества праздники, важной чертой которых было взаимодействие лицом к лицу, часто невозможное в иное время, объединяли людей, еще раз подчеркивая их принадлежность к конкретной социальной группе. Функция праздничной культуры, связанная с конституированием идентичности в значительной степени актуализируется в условиях глобализации. Современная праздничная культура призвана обеспечивать консолидацию и самоидентификацию людей в обществе через их непосредственное совместное участие в праздниках. Кроме того, она способствует выработке общих идеалов и ценностей, придает чувство защищенности, солидарности с коллективом. Стремление социальных групп к консолидации основано на коллективной идентичности, групповом сознании. Компонентами коллективной идентичности являются общее историческое прошлое, историческая память, пространственно-временные концепты, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, система общезначимых моделей-образцов, географическое местоположение и национальное ощущение пространства, коллективные мнения, предрассудки, отношение к чужим ценностям и т.д. Следует отметить, что современное общество диктует новые формы празднования. Тем не менее, в условиях глобализации актуализируется роль традиционного праздника как средства консолидации индивидов с целью сохранения своей группы и сохранения национальных культурных традиций. Праздник ориентирован на подтверждение групповой принадлежности индивида к определенной профессии, религии, нации, субкультуре и др. Консолидирующая функция выступает в роли фактора структурной целостности, жизнеспособности самой группы и фактора обеспечения внутригрупповых отношений, которые сильнее и прочнее межгрупповых. Цивилизационное назначение праздника состоит в том, что именно через него происходит консолидация и объединение общества. Праздничная культура выступает мощным фактором идейной консолидации нации, обеспечивающим духовно-культурную идентификацию населения, социализацию подрастающего поколения, воспроизводство и передачу духовных и морально-нравственных ценностей. В частности, реализация механизма конструирования идентичности, воплощаемого в праздничной культуре и состоящего как минимум из трех компонентов – знаков, ритуальных и игровых действий, обеспечивает консолидацию разнообразных социальных групп и общностей, в первую очередь, по этнотерриториальному, социодемографическому (молодежь, женщины), профессиональному (сотрудники силовых ведомств) признаку. Представляется, что такое воздействие праздничной культуры на социум формирует серьезные трудности в процессе формирования социальной консолидации российского общества. Ее решение может быть связано с продолжением целенаправленной деятельности по формированию устойчивой «символьной базы», отражающей концептуальные идеи, которые могут оказать воздействие на формирование устойчивой социальной общности россиян.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=