Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 14 В. Н. Назаров Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого АНТИТЕОДИЦЕЯ А. Ф. ЛОСЕВА: «ЭТИКА ЗЛА» КАК ИСТОЧНИК ВЕРЫ В статье рассматривается опыт восприятия и переживания зла в жизни А. Ф. Лосева, приведший к созданию уникальной концепции религиозной этики, основанной на экзистенциальном ощущении автономии зла, ведущего к признанию благого Творца. В статье показано, как экзистенциальное переживание автономии зла сформировало веру А. Ф. Лосева по принципу парадоксальной антитеодицеи: поскольку мир лежит во зле, то Бог есть. Ключевые слова: антитеодицея, Бог, зло, жизнь, этика, вера V. N. Nazarov Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) ANTITHEODICY OF A. LOSEV: "ETHICS OF EVIL" AS A SOURCE OF FAITH The article considers the experience of perception of evil in the life of A. Losev, which led to the creation of a unique concept of religious ethics based on the existential sense of the autonomy of evil leading to the recognition of the Good Creator. The author shows how the existential experience of the autonomy of evil formed the faith of A. Losev on the principle of paradoxical аntitheodicy: because the world lies in evil, then God is. Keywords: аntitheodicy, God, evil, life, ethics, faith Если эстетические воззрения А. Ф. Лосева получили свое монументальное выражение в многотомной «Истории античной эстетики», то его этические взгляды нашли свое отражение в письмах и устных беседах (не считая ранней работы «Этика как наука» (1912), весьма нехарактерной для его духовных исканий в целом). И это не случайно, ибо в мировоззрении Лосева удивительным образом сплелись абсолютная, рациональная эстетика бытия и невыразимая, таинственная этика жизни, постигаемая только в акте веры через приятие и переживание смысла абсолютного рока – зла . Этика Лосева складывалась не как теория, а как жизненное осмысление судьбы человека. Нравственный опыт, ставший основой его этического откровения, Лосев почерпнул, прежде всего, в своей лагерной жизни. Этот опыт можно в целом обозначить как экзистенциальное предчувствие автономии зла, ведущее к признанию благого Творца. Обратимся к наиболее характерным его письмам из лагеря, адресованным жене В. М. Лосевой. Свой арест и приговор (10 лет заключения в концентрационном лагере), основанием для которого послужили «незаконные», вопреки цензуре вставки автора в печатающийся текст «Диалектики мифа», Лосев перенес без особых душевных потрясений, с самого начала рассчитывая на смягчение своей участи и досрочное освобождение. Стойкость духа он черпал в творческих планах («Я

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=