Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 22 отвращающими человека от зла: стыд – «человек, стыдящийся животной природы в ее коренном процессе, тем самым доказывает, что он не есть только явление или процесс этой природы, а имеет самостоятельное, сверхживотное значение» [9]; жалость – «в котором выражается этическое отношение человека к подобным ему живым существам… индивидуально душевный корень должных социальных отношений» [9]; благоговение – «должное отношение человека к высшему началу и составляющее индивидуально-душевный корень религии» [9]. Соловьев уточняет, что чувство стыда дает начало аскетизму, жалость ведет к альтруизму, благоговение – как начало религиозного чувства, тем самым указывает человеку на отношение к себе, к окружающим и Богу. Таким образом, мыслитель показывает, что признавая свое безусловное значение в силу присущего сознанию абсолютного идеала, человеку необходимо стремиться к его осуществлению и признанию за другими того же. Так же человек должен осознавать свою обязанность в духовном совершенствовании не только как задачу личной жизни, но и как неотъемлемую часть всемирно-исторического процесса: «…принимай возможно полное участие в деле своего и общего совершенствования ради окончательного откровения Царства Божия в мире» [9]. Бердяев Н. А. рассуждает о том, что всеблагой и всемогущий Бог не мог создать зло: «…безбожно сотворить такой мир, как наш, и обречь человека слабого, лишенного знания, на горе и неизбывное страдание» [2]. Мыслитель уверен, что тварный мир являл собой совершенство, которое в последствии «было искажено свободой человека» [2], поэтому «теодицея возможна лишь через свободу человека, свободу твари» [2]. Он размышляет о несотворенной («меонической») свободе, существующей до творения Богом мира. Бог создает человека, но не его свободу. Мыслитель уверен, что зло возникло из несотворенной свободы: «Творец всесилен над бытием, но не над небытием…», поэтому ответственность за зло несет человек» [3]. Однако, «действия человека абсолютно свободны, поскольку независимы от Творца, которому подвластно лишь помогать человеку в том, чтобы его свободная воля становилась добром. Источник зла, впрочем, как и добра, по мнению мыслителя, кроется в мире объектов. Добро и зло являются продуктами объективизации свободы человека» [5, с. 49]. Отсюда следует, что «меоническая» свобода способна порождать как зло, так и добро. Бердяев Н. А. указывает на рациональную свободу, которая является результатом отпадения человека от Бога. Такая свобода заключается в подчинении моральному закону, тем самым четко разграничивает зло и добро. «Однако, такая свобода, ведущая к обязательной добродетели путем принуждения, в конечном итоге превращается в источник зла. Преодоление различных соблазнов свободы, в том числе и зла, возможно, лишь через свободную любовь к Богу, через преображение человека на пути к Нему». [5, с. 49]. В этом, по мнению мыслителя, заключается «сверхрациональная» свобода или свобода в Боге, ведущая к подлинному добру, поскольку «Бог ждет и требует свободы человека, свободной его любви, свободного его познания» [2]. Источник подлинного добра заключается в творческой активности человека –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=