Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 23 это положительное проявление свободной воли («благодатная энергия»), преображающее человека нравственно; это «есть религиозное оправдание человека, антроподицея» [4]. Поскольку творчество направлено «не на личность, а на мир» [4], как отмечает Бердяев, цель жизни человек должен находить не в искупительном спасении, а в любви к Богу. Через любовь и духовный опыт, а не «в силу сознательного различия добра и зла» [5, с. 49], человек духовно преображается. Подлинная же духовная жизнь ведет, по мнению Бердяева, к «осуществлению Царства Божьего» [2]. В этом и раскрывается антроподиция, являющаяся «для христианской теодицеи… обратной ее стороной» [2]. По мнению Е. Н. Трубецкого, цель мирового процесса заключается в Богочеловечестве или Всеединстве: «Благодать, являющаяся в Богочеловечестве, а через него в обожении всей твари, – есть окончательное и полное раскрытие всеединства…» [11]. Он отмечает, что Бог – «начало и конец мировой эволюции», создает мир, в «котором раскрывается и воплощается» [11], а так же человека и его свободу, которая является необходимым условием к осуществлению Всеединства. Вопрос согласования Божественного предвидения со свободой тварной личности Трубецкой решает следующим образом: «свобода нарушена в том случае, если бы Божественное предвидение было их причиною… действия, как и все вообще события во времени, совершаются вовсе не потому, что их предвидит Бог: наоборот, Бог их видит потому, что они совершаются…» [11]. Отрицание свободы человека означало бы невозможность какого либо оправдания Бога. Трубецкой уверен – Бог не является ответственным за существующие зло, поскольку человек, наделенный свободной, самостоятельно осуществляет свои цели: «источником греха является не Божество, а свобода твари, ее самоопределение и отпадение от Бога» [11]. Источник зла в мире мыслитель видит не в Боге, а в злой воле человека. Однако, Трубецкой выступает против классической концепции, оправдывающей существование зла в мире необходимостью и утверждающей вечность зла: «…такая теодицея есть тяжкое против Него обвинение, ибо она представляет Его жестоким мучителем» [11]. Он отмечает, что зло необходимо преодолевать путем свободного выбора человека: «Это не свобода от искушения, а победа свободной воли над искушением» [11]. Мыслитель указывает на то, что человеку на протяжении своей жизни свойственно принимать или не принимать божественную идею. Отсюда следует, что свобода – причина не только зла, но и добра. Мыслитель рассуждает о положительных (осознание смысла жизни, отказ от эгоизма, стремление к Всеединству и становление на путь Бога) и отрицательных (бессмысленность жизни, эгоизм, отказ от Всеединства) проявлениях свободы. Таким образом, положительная свобода – добро, отрицательная свобода – зло. Трубецкой Е. Н. задается вопросом: «может ли отдельное человеческое существо считаться ответственным за свои дела и мысли?». Он отмечает, что каждый ответственен не только за личный грех, но и за общий грех, который предполагает и общее освобождение: «Полное освобождение индивида
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=