Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 24 возможно лишь через всеобщее освобождение рода» [11]. Отсюда следует, что ответственность не снимается с человека, а наоборот, возлагается ответственность за судьбу всего мира и всех поколений. Именно осознание такой ответственности наделяет жизнь человека смыслом. Оправдание жизни и действий человека заключается, по мнению мыслителя, в смысле жизни, переживание и осмысление которого открывает путь к всеединству и пониманию его как источника бытия человека и смысла мира. Мир, по мнению С. Л. Франка, есть самораскрытие и самовыражение Бога. Однако, тварный мир содержит добро и зло, которые противостоят друг другу. Отсюда возникает проблема теодицеи. По мнению мыслителя, наличие зла не влияет на истину о существовании Бога, поскольку ««реальность» Бога, обладает очевидностью большей, чем очевидность факта» [13]. Франк утверждает, что связь между Богом и миром, в котором присутствует зло, самоочевидна лишь как непостижимое. Отсюда следует, что проблема теодицеи рационально неразрешима, поскольку дать объяснение злу, значит найти его смысл и тем самым оправдать, что «противоречит самому существу зла как тому, что неправомерно, что не должно быть» [13]. Теодицея в учении мыслителя предстает как «непостижимое». Франк отказывается объяснять происхождение зла свободной волей человека, поскольку она уже предполагает существование зла. Помимо того, человек стремиться лишь к добру, которое составляет «истинную основу нашего бытия» [13]. Мыслитель рассуждает о двух видах свободы, существующих в человеческом единстве неразрывно: подлинная свобода – возможность самоосуществления личности и мнимая или неподлинная свобода, являющаяся началом «чистой безосновательности». «Чистую безосновательность» Франк понимает как «реальность псевдобытия» – данное понятие необходимо ему для того, что бы оправдать Бога за происходящее в мире зло, которое исходит из данной реальности, а значит оно первичнее человека и его свободы. Мыслитель утверждает, что человек не совершает зла свободно, он лишь «в него вовлекается» [13]. Отсюда исходит противоречие между ответственностью человека за зло и силой зла, воздействующей на него. Однако, зло «не в состоянии разрушить всеобщее бытие… поскольку зло всегда связано со страданием и вечной смертью не только жертвы, но также и носителя зла, и это служит доказательством, абсолютного всемогущества Бога» [7]. Франк уверен, что источник зла кроется в «непостижимых глубинах Бога», а ответственность за зло возлагается на некий «первоначальный элемент реальности, который, хотя и в Боге, но не есть сам Бог или нечто ему противоположное» [7]. С существующим злом Франк призывает бороться посредством добра, с ненавистью – любовью, с гневом – кротостью. Смысл жизни человека заключается именно в борьбе со злом: ««свет» светит во «тьме» и находится в постоянной борьбе с «тьмой», освещая мир только тусклым светом… И дело человека – это забота о «свете», чтобы он как можно ярче разгорался» [14]. Осознание человеком вины за зло ведет к его устранению через восстановление нарушенного единства с Богом и стремлению к всеединству. Мыслитель

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=