Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 31 общественной жизни и необходимостью находить пути и способы их практического решения [2]. Практическую направленность этического знания признают и представители двух ведущих современных отечественных этических школ. Так, А. А. Гусейнов определяет прикладную этику как «область знания и практики, предметом которой являются практические моральные проблемы, имеющие пограничный (предельный) и открытый характер» [3, с. 388]. Ее смысл – перевести моральные ценности «из идеальной формы бытия в практическую», сохранив их изначальное значение и содержание как для отдельного человека, так и для всего общества [4, с. 80]. В. И. Бакштановский и Ю. В. Согомонов понимают прикладную этику как «проектно-ориентированную этику». Выделяя в ее структуре моральную практику и этическое знание, они считают, что прикладная этика преобразует фундаментальное знание для нужд практики и создает новое проектно- ориентированное, фронестическое знание, т.е. знание-умение, где с помощью знания осуществляется творческий поиск решения конкретных моральных проблем, возникающих в сегментированных сферах общества [5, с. 39-45]. Профессиональную этику, являющуюся одним из разделов прикладной этики, можно определить как «практическую философию профессий», направленную на изучение профессиональной морали в целом и конкретных ее проявлений в определенных профессиональных группах. В настоящее время в связи с необходимостью решать проблему гуманизации труда как цивилизационной сверхзадачи, имеющей не только прагматическую, но, прежде всего, этико-философскую компоненту (включающую вопросы о путях формирования профессиональной культуры, понятия о профессиональной чести, долге и ответственности), представляется важным и необходимым выявить логику генезиса профессиональной этики и тенденции ее дальнейшего развития. Первые недифференцированные профессионально-этические представления развивались в рамках трудовой этики, где ценность имел «конкретный труд, связанный с профессиональным мастерством» [6, с. 177]. Их основная мысль заключалась в том, что любой труд должен быть направлен на удовлетворение потребностей общества и человека. Качество работы обеспечивалось разработанной государством (обществом) системой наказаний за недолжное исполнение обязанностей, начиная от выплаты материальной компенсации вплоть до лишения права заниматься трудовой деятельностью и смертной казни, в зависимости от степени нанесенного ущерба [7; 8]. В то же время особая «человекоориентированность» ряда профессий предопределяет появление представлений о том, что ряд занятий требует от человека не просто добросовестного исполнения обязанностей, но и личностной, интеллектуальной пригодности к выполняемой деятельности. В первую очередь, это относилось к управленческому труду, а также к труду врачей и педагогов. Постепенно в общественном сознании складывается представление, что все профессии можно разделить на две группы: напрямую контактирующие с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=