Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 32 населением и контактирующие с населением опосредованно, через продукт своего труда. В профессиях первой группы степень ответственности ее представителя выше, а потому к его деятельности должны предъявляться более высокие требования. Особое внимание со стороны общества формирует у представителей профессий типа «человек-человек» повышенное чувство ответственности и будит их профессиональное сознание, что становится основой для появления первых примеров профессиональной саморефлексии [9; 10]. Эта традиция получила дальнейшее развитие в античности, одним из важнейших событий которой стало появление «Клятвы» Гиппократа, которую нередко называют первым в истории человечества профессионально-этическим кодексом. Пришедшее на смену средневековье внесло свои коррективы в общественную жизнь и сознание. Возрастание внимания к внутреннему миру человека и требование духовно-нравственного самосовершенствования влечет за собой развитие способности к саморефлексии, в том числе и профессиональной. Особенно ярко это прослеживается на примере развития врачебной этики. Известнейшие арабские врачи Авиценна и Абуль-Фарадж (в крещении Григорий Иоанн Бар-Эбрей) подчеркивали, что согласованное взаимодействие врача, знающего особенности психики своего пациента, и пациента, доверяющего своему врачу, является залогом успешности борьбы с болезнью [11; 12]. Комментируя мысли средневековых целителей, следует отметить, что с учетом социокультурных исторических реалий требование «понимающего» отношения к пациенту и взаимодействия с ним является требованием именно профессиональной этики, обеспечивающим эффективное и качественное оказание медицинской помощи. Главным событием развития профессиональной этики в эпоху средневековья стало появление цеховых уставов и регламентом, как будущих прообразов профессионально-этических кодексов. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что вопреки широко бытующему мнению, главной задачей цеха была не социальная защита ремесленников, а упорядочивание конкуренции. Поэтому в профессиональном сознании людей, связанных с населением не напрямую, а через результат своего труда, общеэтическая компонента значительно ослаблена и усилена прагматическая, предписывающая компонента. Однако, для человека традиционного религиозного общества чувство сопричастности к определенной профессиональной группе и осознанное принятие ее норм и правил служили гарантом ответственности за результаты своего труда и добросовестного исполнения своих профессиональных обязанностей. Движение Реформации – важный этап в развитии трудового (профессионального) самосознания. Как известно, М. Вебер отмечал, что религия протестантизма воспитывала «трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятельность как угодную Богу цель жизни» и формировала специфически буржуазный профессиональный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=