Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 58 Американский социолог Д. Белл отмечал, что «представители новой технократической элиты с их техникой принятия решений (использованием системного анализа, линейного программирования и программирования бюджета) стали сейчас играть ведущую роль в формировании и анализе мнений, от которых зависят политические предпочтения, если не само сохранение власти» [1, c. 486]. На практике, в реальной жизни, инженеры, в какой-то степени сами становятся гуманитариями и даже непреднамеренными революционерами, активно преобразуя с помощью технических новинок не только пространство социокультурного взаимодействия, но и всю социокультурную среду. Для того чтобы технократы понимали роль человеческого и технического фактора в социальных коммуникациях (процессах), им необходимо изучать гуманитарные предметы. Вторым фактором можно назвать демократический подход – принцип возможности выбора студентом дисциплины социально-гуманитарного цикла. Интересен и перспективен опыт кафедр по разработке модульных курсов, ориентированных на особенности аудитории: направления, специальности, мировоззрения слушателей (такой подход активно внедряется в ряде вузов, например, в МФТИ). Однако, чтобы бы занятия проходили интересно, необходимы хотя бы начальные знания у слушателей в соответствующей гуманитарной сфере. Нужно также учитывать и другое мышление, и логику будущего технического специалиста, которая с трудом дается даже тем, кто очень хочет разобраться в заинтересовавшей его гуманитарной проблеме. Третьим фактором формирования мотивации является ориентация образовательного процесса не только на трансляцию знаний, но и на социализацию будущего профессионала. Ключевую роль играет в процессе социализации играет приобщение студента к общекультурному опыту цивилизации, что происходит именно при изучении гуманитарных предметов. Само образование есть форма социализации, содержанием которой является приобщение субъекта к той части человеческой культуры, элементы которой актуализованы в жизни конкретного социума как положительные социально-значимые ценности. Степень же освоения субъектом социально- исторического опыта человечества является показателем уровня его социализованности. Таким образом, все эти взаимосвязанные феномены – культура, образованность, социализация – могут служить характеристиками и критериями оценки качественной специфики образовательных явлений. Можно с уверенностью сказать, что никакая гуманитаризация невозможна в дегуманизированной среде, в которой интересы студента и преподавателя никак не учитываются. Следовательно, вопрос лишь в том, в каких формах должны учитываться эти интересы. Выработка таких форм должна стать одной из составляющих концепции гуманитарной подготовки. Гуманитарная подготовка сегодня носит в основном пассивно- просветительский характер, вовлечение студентов в совместную творческую деятельность с преподавателем занимает незначительную часть учебного процесса. Гуманитарная подготовка должна стать «школой современных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=