Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 67 свойств плоскости, наделение подвижностью рисунка, включение психологических качеств актера в арсенал художественных средств, автор приходит к выводу, что аниматограф представляет собой принцип миростроительства, который эволюционно развертывает культурную вселенную. При этом одушевление является восходящим током культурного космоса и роднит аниматограф с герменевтикой [9]. Культурфилософский анализ А. В. Прохорова позволяет рассматривать анимацию не просто как вид искусства, но и как сложный феномен, влияющий на развитие общества и культуры, тем самым давая больше возможностей для анализа данного феномена. В русле подобных размышлений рассматривает тему превращения человека в машину через философию Нового и Новейшего времени Н. Г. Кривуля [7], указывая на вариативность данного превращения в анимации. По мнению исследователя, в первой половине XX века тема опредмеченности человека носила комический характер и была связана с неумением владеть телом, которое воспринималось как сложный механизм, состоящий из подчиненных движению геометрических фигур. Автор обращает внимание на то, что во второй половине XX века становление человека предметом понимается как результат слабости его духа и кризиса антропологии, при этом человек лишается воли, энергии, морали, сострадания и, в конце концов, души. Исследователь отмечает, что благодаря желанию человека интегрировать биологическое и неорганическое в анимации становится популярной гибридная форма существования – киборг, представляющая собой людей или животных с замененными биологическими составляющими на механические или же искусственные существа, обладающие человеческим интеллектом, его творческими способностями и эмоциями, которые он может совершенствовать, благодаря чему становится героем во многих анимационных фильмах. При этом киборг отличается от роботов и андроидов наличием психической составляющей. Таким образом, культурфилософский подход обращает внимание на отражение в анимации философских идей, связанных с мироустройством, местом человека в этом мире и преобразованием человека в новые формы. Философско-семиотический подход представлен в работе Ю.М. Лотмана [8], в которой, анализируя язык мультипликационных фильмов с точки зрения семиотики, автор сделал акцент на том, что мультипликация является самостоятельным искусством и обладает собственным художественным языком, отличным от языка документального и игрового кино. Суть этого отличия исследователь видит в разном применении основного принципа кинематографа – «движущегося изображения» – к фотографии и рисунку. По мнению Ю. М. Лотмана, движение гармонично соотносится с природой «естественной» фотографии и при этом противоречит «искусственному» рисовано-живописному изображению, то есть внесение движения увеличивает степень условности исходного материала, используемого мультипликацией. За исходное свойство языка мультипликации исследователь берет оперирование мультипликацией знаками знаков, то есть использование на экране

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=