Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 68 изображений изображения, что позволяет мультипликации передавать различные оттенки эмоций и создавать интересный игровой текст. Одним из первых предложив семиотический подход к рассмотрению мультипликации Ю. М. Лотман обозначил анимацию не просто как искусство для детей, а как сложную систему, представляющую собой комплекс знаков и несущую несколько уровней смыслов. Философско-семиотические аспекты анимации рассматриваются исследователями на конкретных примерах. Так С. В. Ковалева [4], анализируя мультфильм В. Ливанова «Синяя птица», снятый по пьесе-сказке М. Метерлинка в 1970 году, исследует концептуальность образа «синей птицы», ориентируясь на философскую основу оригинала, ее скрытые смыслы. Исследователь отмечает «пограничный» аспект образа «синей птицы», указывающего на непреодолимый разрыв между миром материально- природным и метафизической, духовной сферой бытия. С. В. Ковалева находит ряд существенных различий между пьесой и ее экранизацией, которые являются важными для понимания синей птицы как символа свободы. Одним из таких различий является отсутствие у анимационного героя Тильтиля собственной синей птицы, а также отсутствие в мультфильме эпизода встречи детей с растениями, который был важен для Метерлинка: через понимание процессов, протекающих в природе, и бережное отношение к ней человек поймет, что за каждое свое действие он несет ответственность. Таким образом, в ходе повествования анимационного фильма Тильтиль сначала желает обладать синей птицей сам для собственного счастья, затем же он пытается ее спасти от злых людей для блага всего человечества. Исходя из анализа пьесы и ее экранизации, проведенного С. В. Ковалевой, можно сделать вывод о том, что понимание образа синей птицы как символа свободы является актуальным для многих, и именно анимация имеет возможность ярко реализовать этот философский образ, делая его доступным и понятным для зрителей. В рамках философско-семиотического подхода можно рассматривать исследование М. А. Корецкой [6], связанное с распределением, определением и репрезентацией телесности в анимации. Исследователь анализирует репрезентацию телесности в аниме и отмечает символичность персонажей, обращает внимание на уникальную, легко узнаваемую рисовку, выраженную в изображении больших и тщательно прорисованных глаз персонажей, вытянутых пропорций тела, инфантильных и гендерно неоднозначных тел, обладающих большой сексуальностью. [6, с. 106-107]. Философ сравнивает эстетику тела в аниме с семантикой куклы, марионетки, представляющей подобие человеческого тела, при этом тело в аниме является лишь упаковкой энергии, симулякром, которое не обезображивается, не пачкается, не стареет, не умирает. Поэтому герой аниме обладает холодным эротизмом, более возвышенным и сентиментальным, чем в реальности [6, с. 109-111]. Обратившись к репрезентации телесности в аниме, исследователи показали тягу человека к изменениям человеческого тела, которая отражается в создании гибридных персонажей анимации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=