Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 69 Исходя из философско-семиотического подхода, можно сделать вывод, что аниматограф, являясь сложной знаковой системой, имеет несколько уровней интерпретации, что позволяет рассматривать его как в виде целостного объекта, так и в форме отдельных символов и образов, содержащихся в нем. Еще одним подходом является герменевтический , связанный с определением герменевтических и репрезентативных возможностей анимации. По мнению Ю. А. Симаковой [12], анимация, обладая способностью одушевлять неодушевленные предметы, возможностью изображать любой фантастический образ, свободой обращения с пространством и временем анимационного произведения, позволяет сделать органичным изображение мифологического мира традиционных культур. Исследователь приводит примеры предметов визуализации культуры с помощью анимации: модели различных культурных эпох, которые трудно или невозможно репрезентовать средствами кинематографа, мифологическое и религиозное пространство и время, различные аспекты гендерной, игровой культуры и так далее [12]. Поэтому Ю. А. Симакова считает, что анимация является одним из современных инструментов герменевтики культуры, которая, благодаря одушевлению и раскрытию анимационного образа через движение, способна вернуть статичному орнаментальному изображению его витальные качества и позволяет постигнуть особенности мышления и восприятия носителей культуры [11, с. 54]. Г. И. Ермилова [2] исследует анимационный кинематограф конца XX века и отражение в нем идей постмодернизма. Она понимает современную анимацию как искусство движущихся симулякров, так как ее персонажи – это синтетические виртуальные актеры [2, с. 10, с. 15]. Исследователь считает, что анимационный дискурс представляет собой взаимодействие нескольких культурных кодов, наслоение текстовых уровней [2, c. 16]. Анализируя примеры анимационных лабиринтов («Дом, который построил Джек» и «Бабочка» А. Хржановского, «Сказка сказок» Ю. Норштейна), философ отмечает, что время в анимационных дискурсах обладает возможностью движения в разных направлениях, представляя собой калейдоскоп событий, логику причинности дополняет логика абсурда, движение же носит фрагментарный и импульсивный характер, моменты начала и конца движения не выделяются [2, c. 18]. Анимация постмодернизма, осваивая жестокое и безобразное, исследует проблемы Другого-во-мне, создавая некую ризому множественности смыслов. Для современного аниматографа, по мнению Г. И. Ермиловой, характерно отсутствие субъектно-объектного разделения, смешение стилей, стирание грани между высокой и низкой культурой, что, например, проявляется в анимационных фильмах «Улица Крокодилов» братьев Куэй, «Сказки сказок» и «Ежике в тумане» Ю. Норштейна [1]. Анализ Г. И. Ермиловой позволяет по-новому взглянуть на многие ставшие классическими анимационные произведения, задуматься об их скрытых смыслах, а также обратить внимание на отражение в анимации не только постмодернистских принципов, но и других направлений в культуре.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=