Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 71 современную японскую художественную форму с собственной нарративной и визуальной эстетикой. Суть второй состоит в том, что аниме с его огромным объемом тематического материала отражает современное японское общество, предлагая множество идей по решению значительных проблем. Кроме того, важным является тот факт, что аниме также представляет собой глобальное коммерческое и культурное явление. Еще одна важная причина исследования аниме – это его отличие от доминирующей американской культуры, что проявляется как в способе повествования, так и в используемых жанрах и визуальных стилях. Можно сказать, что С. Нэпьер, аргументируя причины исследования аниме, заложила основу для изучения японской анимации с разных точек зрения, акцентируя внимание на трех ее выразительных свойствах: апокалиптике, фестивальности (карнавальности) и элегичности. Предложенные ей подходы можно использовать для изучения не только данных выразительных свойств аниме. Этико-философский аспект представлен исследованием Н. М. Кононовой [5], которая на примере двух сериалов жанра яой (сеннен-ай) «Loveless» и «Ai no Kusabi» отмечает отражение одной из характерных этических составляющих японского общества – следование долгу: гиму (перед императором и родителями) и гири, который подразделяется на долг перед миром (обязанность выплачивать долг своим ближним) и долг перед именем (обязанность держать свое имя и репутацию незапятнанными) [5, с. 59]. В сериалах «Loveless» и «Ai no Kusabi» мы видим два подхода по отношению к долгу: в первом сериале показан сложный путь принятия своей судьбы и дальнейшее следование долгу, во втором же происходит нарушение всех видов долга при соблюдении гири между главными героями. Кроме долга, в данных анимационных работах большое внимание уделяется другим философско-этическим проблемам: смысл жизни и назначение человека, важность дружбы, самопожертвование, совесть. Таким образом, этико-философский подход к анимации связан с морально- нравственными проблемами. Историко-философский ракурс Ш. Йошиоки [15] связан с исследованием творчества японского аниматора Хаяо Мияздаки и рассмотрением «духа Японии» в его работах. По мнению исследователя, фантазия Миядзаки является не только средством для критики общества, но и инструментом для слияния прошлого и настоящего. Поэтому Йошиока рассматривает влияние исторических событий и воспоминаний на творчество японского аниматора. По его мнению, исторические периоды Тайсё (1912-1926) и Сёва (1926- 1989) интересны для Миядзаки потому, что сам Миядзаки является свидетелем событий периода Сёва и наблюдателем архитектурных объектов периода Тайсё. Используя собственные воспоминания и предпочтения, Миядзаки создает анимационые миры, в которых смешивает прошлое, настоящее и будущее, фантастику и реальность. И цель Миядзаки как аниматора состоит в спасении прошлого, так как в нем сердце духа Японии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=