Гуманитарные ведомости, выпуск 2 (26) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (26), июнь 2018 г. 80 Средневековья оказало значительное влияние на последующие процессы секуляризации европейского сознания в эпоху Возрождения. Секуляризм характеризовался «постепенным разрушением религиозной духовности как мировоззренческого основания социального порядка, элиминаций основных социальных функций религии, передачей выполнения этих функций другим социальным институтам» [2, c. 94]. Нельзя не согласиться и с О. В. Ковальчуком и В. П. Римским, которые, описывая схематичность дихотомии светского и церковного, отмечают: «В результате взаимодействия двух традиций в сознании средневековых людей произошло органическое сращение церковного и мирского, благодаря чему человек Средневековья понимал мир своеобразно: сакральное и профанно-низменное не разделены четко, переплетаются, срастаются в противоречивое целое» [42, с. 4]. Также высокую роль в формировании и вызревании толерантности сыграл феномен средневекового университета, где, несмотря на преобладание и приоритет религиозных дисциплин и устоев, тем не менее формировался научный (в той или иной степени) дискурс. Именно в лоне научных дискуссий толерантность имеет особо важное значение, будь то обсуждение вопросов теологии или естествознания. Как пишет Ф. М. Сабирова: «С открытием университетов наряду с традиционными двумя властями – церковной и светской – появилась третья – власть интеллектуалов, воздействие которых на социальную жизнь со временем становилось все ощутимее» [5, c. 145]. Университетская среда стала еще одним лоном для вызревания толерантности, важным фактором для становления нового общества и возрожденческой культуры, в которой происходил «процесс замещения функций религии в общественной жизни новыми структурами духовности, то, что американский социолог Л. Шайнер назвал переносом (транспозицией) функций религии в другие социальные институты» [1, c. 195]. Таким образом, толерантность, пусть и не оформленная в теоретической философской форме, была представлена в рамках средневековой философии в отношении человека к человеку, формированию, началу генезиса гуманизма, который был реализован в возрожденческой и новоевропейской философии и богословском дискурсе с представителями других культур и конфессий. Итак, несмотря на то, что теоретическое оформление и осмысление толерантности произошло только в новоевропейской философии, нельзя говорить о том, что она зародилась или мгновенно появилась именно в Новое время. Толерантность как феномен культуры присутствовала латентным образом в европейской культуре еще с античных времен. Идея толерантности выкристаллизовывалась, оформлялась в течение истории и в развитии философского дискурса. При этом как социокультурные условия влияли на возможность появления толерантности в классическом понимании данного термина, так и латентное наличие толерантности в структуре общекультурного дискурса оказывало влияние на развитие европейской культуры. Сам культурный дискурс Европы диктовал формирование, вызревание толерантности, даже несмотря на строгие религиозные нормы и правила. С другой стороны, именно благодаря терпимому отношению христианства к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=