Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 123 М. Л. Гельфонд Тульский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова ГУМАНИСТ ЛИ Л. Н. ТОЛСТОЙ? Статья посвящена осмыслению типологического статуса идейного наследия Толстого в контексте эволюции европейского гуманизма от Ренессанса до экзистенциализма, от доктрины «достоинства человека» до концептуализации человека как «проекта самого себя». При этом автор не ставит перед собой задачи осуществить очередную ревизию нравственно-религиозного учения Толстого или создать прецедент негативной переоценки его значимости и оригинальности. Целью настоящей статьи является всесторонний анализ антропологических воззрений Толстого, выявление их идейных истоков, аргументационной специфики и характера влияния на формирование ключевых теоретических установок и нормативных принципов этико-философской доктрины мыслителя. Последняя квалифицируется автором статьи как имперсоналистическая концепция перфекционистского преображения человеческой личности посредством расширения ее границ до бесконечности универсума в целом. Однако категорическое неприятие Толстым самодостаточной значимости и самостоятельной ценности личности и ее блага может рассматриваться лишь как сугубо формальное основание для исключения писателя из рядов мыслителей-гуманистов. Напротив, в статье делается вывод о том, что своей стратегией преодоления личности Толстой отнюдь не отрицает и не дискредитирует гуманизм, а намечает новый путь его дальнейшего развития. Тем самым толстовская мысль не только предвосхищает появление «нового» (экзистенциалистского) гуманизма, но и демонстрирует очевидные преимущества перед ним по масштабности и последовательности выдвигаемых теоретических положений и нормативных выводов. Ключевые слова: гуманизм, человек, индивид, личность, Бог, благо, любовь, мораль, Л. Н.Толстой. M. L. Gel'fond Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics (Tula, Russia) IS LEO TOLSTOY A HUMANIST? The article is devoted to the comprehension of the typological status of the Tolstoy’s ideological heritage within the context of the evolution of European humanism from Renaissance to existentialism, from the doctrine of “human dignity” to the excogitation of a human being as “a project of himself”. The author doesn’t assign a task to reconsider the Tolstoy’s ethical and religious teaching or set a precedent of a negative revaluation of his significance and originality. The principal goal of the paper is to analyze the Tolstoys’s anthropological views, define their ideological sources, persuasive specification and the way of influencing the key theoretical ideas and regulatory principals of the ethical and religious doctrine of the philosopher. The author understands this doctrine as an impersonal concept of the perfectionistic human transformation with the help of expanding its borders up to the infinite universe in general. However, the Tolstoys’ antagonism of the self-sufficing significance and independent value of a person can be observed as a formal ground for excluding the writer from the ranks of the humanist thinkers. The researcher has concluded that Tolstoy doesn’t deny and damage humanism by his strategy of the individual overcoming but draws up a new way of its further development. Hereby, the Tolstoy’s idea not only anticipates the appearance of “new” (existentialist) humanism but shows obvious benefits over its immensity and consequence of theoretical fundamentals and regulatory implications.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=