Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 59 С. В. Герасимова Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета ИОАНН ШАХОВСКОЙ И ТОЛСТОЙ Работа «Толстой и Церковь» архимандрита Иоанна Сан-Францисского представляет собой духовный поединок пастыря с графом, чьи выступления становятся проповедью русской революции, которая, с точки зрения архимандрита, имеет духовные корни (связанные с отрицанием Церкви, учения о воскресении Христа, таинств, догматов, символа веры), осмыслению которых посвящен его труд, освещающий атмосферу предреволюционной Россию в целом, характеризующуюся термином «состояние прелести», то есть неумение отличить добро и зло. Ключевые слова: граф Толстой, архимандрит Иоанн Шанхайский, истоки революции. S. V. Gerasymova MPU (Moscow, Russia) JOHN SHAHOVSKOY AND TOLSTOY The work of Tolstoy and the Church by Archimandrite John of San Francisco reflects a spiritual duel between the pastor and the count, whose speeches become the preaching of the Russian revolution, which, from the point of view of Archimandrite, has spiritual roots (associated with the denial of the Church, teachings about the resurrection of Christ, mysteries, dogmas, a symbol of faith), the understanding of which his work is devoted to, illuminating the atmosphere of pre-revolutionary Russia as a whole, characterized by the term «state of charm», that is the inability to distinguish the Good and the evil. Keywords: count Tolstoy, Archimandrite John of Shanghai, origins of revolution. DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-3-59-66 Вот два русских старца: Лев Николаевич Толстой (1828-1910) и архиепископ Иоанн Сан-Францисский (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) (1902-1989): один – эмигрант первой волны, – другой, отпавший от Церкви, живет как внутренний эмигрант; оба бессребреники, не едят мяса; оба мыслят себя учителями, причем один сорок лет (с 1948 года) проповедует на волне радиостанции «Голос Америки» (с 1953 года передача «Беседы с русским народом» стала еженедельной), другой обличает русские порядки изнутри; словом, оба мыслят себя наставниками душ человеческих, следят за последними событиями, стремясь к актуальности и злободневности своих выступлений, причем поучения свои записывают… Но какая разница в самих учениях! Архимандрит любовью к Руси измеряет глубину духовных противоречий писателя. Писатель на языке внутренних противоречий свидетельствует о причинах гибели великого русского царства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=