Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 102 поставленный на угол). Такие ромбы носили название круга. Круги различной величины, переплетаясь в четких геометрических построениях, образовывали несложный, но насыщенный линиями рисунок. Значительному обогащению таких ромбических узоров способствовала особая трактовка самого ромба, который обычно снабжался по углам прямыми излучениями, являвшимися продолжением его сторон. Повсеместным народным названием такого ромба было «репей» [13]. Стороны «репья» очень часто снабжались прямыми отростками, разрабатываясь как своеобразные гребёнки. Свастические изображения получили распространение (Рис.2) и изображение меандра. Видное место в числе геометрических мотивов занимал мотив розетки, состоящий из восьми лопастей в виде остроугольных вытянутых в длину параллелограммов (Рис. 6). Лопасти эти обычно объединялись парами, которые соединяясь в центре. Угол между внешними их гранями составлял 90 градусов. Пары лепестков розетки нередко бывали частично (Рис.1) и целиком сращенными, иногда были с просветом крестообразной формы. Остроугольная розетка в качестве орнаментального мотива имела широкое распространение на севере и западе России, в губерниях Вологодской, Архангельской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Калужской, а также Владимирской и Рязанской [9]. Подобные розетки могли играть роль ведущей фигуры узора или входили в состав композиций с женской фигурой в центре. Особенность композиции русских геометрических орнаментов состояла в частой повторяемости отдельных несложных комбинаций и плотности заполнения фона, при которой отдельные свободные участки гармонично вплетались в общий рисунок [3]. Специфическую черту русского геометрического орнамента составляли также плавные переходы к фону, которые в различных случаях разрабатывались по-разному. Плавный переход достигался введением в орнамент специальных обводок, которые смягчали контраст между яркими насыщенными полосами. На поликах архангельских, каргопольских женских рубах прямоугольник, покрытый розетчатым или ромбическим орнаментом, окантовывали широкой обводкой, богато разработанной в виде цепи треугольников со множеством гребенчатых и крючкообразных отростков (Рис. 1). Так осуществлялся переход от основного узора к белому фону рубахи. В вышивке Русского Севера, благодаря особенностям развития края, больше сохранились архаические пласты народного орнамента [6]. На одежде часто встречаются характерные «древние мотивы». Выполненные двусторонним швом «роспись» красными нитками по льняному полотну донесли до наших дней отголоски образов древней славянской мифологии. Они овеяны сказочностью, а их художественная выразительность складывается из четкого композиционного построения, равновесия частей, удивительного ритма линейного рисунка с характерной взаимной параллельностью линий. Эти узоры исполнялись на праздничных рубахах, головных повязках, свадебных полотенцах.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=