Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 104 Изредка в качестве центральной части композиций вместо женской фигуры встречалось сооружение в виде здания или жертвенника. «В материальной культуре восточных славян особенно была распространена фигура слитых корпусом разнообращенных коней, птиц. Она представлена на славянских гребнях и многочисленных медных привесках XI-XV вв. В дальнейшем эта фигура сохраняется в пережиточных формах народного искусства – медных гребнях и узорных тканях. Входя обычно в вышивках в сцены поклонения Древу жизни либо Великой матери, фигура слитных корпусом коней называется ладьёй, особенно связана с божеством» [4, с. 96]. Рис.6. Конец полотенца Архангельского края (ГРМ) [4] Очевидно, это изображение соответствовало народным представлениям о связи крылатой богини – Весны с птицами [12]. На мотиве орнамента изображена ладья, управляемая богинями, вода в виде горизонтальной волнистой линии и восьмилучевыми розетками, птицами, олицетворяющими солнце и воздух. Все эти знаки говорят о принадлежности к планете Земля, возможно, о приходе весны, или об обращении к богиням за разрешением начала работы на земле. Подобные композиции имеют ярко выраженный трёхчленный характер. Элементы узора хорошо уравновешены, соединены в единое целое. Единство композиции подчеркивалось сплошной линией или более или менее широкой полосой, заканчивающей орнамент снизу и сверху, являясь общим основанием для главных фигур (Рис. 6). Характерную особенность композиций составляли торжественность, специфичность изображений, указывающие на глубокий смысл. Особенность композиций достигалась не только сюжетом, но и характерными построениями, лаконичностью в изображении. Выделялись наиболее типичные черты изображаемого – расширяющаяся книзу одежда статичной женской фигуры, воздетые кверху руки, крутой изгиб шеи коня, гордо поднятая голова птицы. Изрезанность контуров, наличие мелких дополнительных знаков сообщали орнаменту изящную и прозрачную узорчатость. Такие узоры сохранялись до начала ХХ века на Русском Севере, вышитые «росписью» или «строчкой». Женскую фигуру в центре композиции соединяют с образом матери-земли или божества, мелкие геометрические фигуры обозначают как солярные знаки [12].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=